Главная - Восстановление
Эстетичный вид когда оно располагается. Номенклатура потребительских свойств. Эстетические свойства

Классный час по теме: "Эстетика внешнего вида и общения"

Цель: помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков, привлечь внимание к своему внешнему виду и построению речи.

Задачи:

    Учить детей культуре поведения.

    Учить рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.

4. Содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

5. Побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оборудование:

На классной доске: тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день!

Присаживайтесь. Большинство из вас, поступи в колледж, увидели друг друга впервые. Познакомившись первого сентября, кто-то сразу подружился к кем-то, а кто-то, наоборот, предвзято отнеся к кому-либо из однокурсников. На сколько оправдало себя выше первое мнение? Сегодня мы проводим классный час на тему «Эстетика внешнего вида и общения».

2. Выступление – беседа:

Как вы думаете, о ткуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь?

(студенты делают предположения)

- Впервые увидев человека, люди непроизвольно обращают внимание на его внешность. Одежда составляет девяносто процентов всего того, что люди видят перед собой, когда смотрят на вас. Внешний вид воздействует на окружающих, так как, независимо от сознания человека, мгновенно фиксируется его органами чувств. Одежда – это визитная карточка человека, она подчеркивает его культуру и отношение к тем людям, с которыми общается данный человек. Мятый костюм, отсутствие галстука, грязный воротничок рубашки считаются признаком невежества и проявлением неуважения к окружающим.

Со вкусом подобранная одежда, аксессуары, опрятный вид делают его уверенным, собранным, энергичным. Большое значение имеет цвет одежды. Воздействие цветом - мощный психологический раздражитель: им можно успокоить, настроить партнеров на "деловой лад", можно в определенной ситуации вызвать неприязнь или, напротив, положительные эмоции. Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события.

Как вы думаете, в чем нельзя приходить на занятия? Почему?

Есть поговорка «Встречают по одежде, а провожают – по уму». Как вы думаете, что это значит?

Послушайте стихотворение Агния Барто:

У нас Наташа модница,

Ей нелегко приходится!

У Наташи каблуки,

Как у взрослых, высоки,

Вот такой вышины,

Вот такой ужины!

Бедняжка! Вот страдалица -

Идет, чуть-чуть не валится.

Малыш с открытым ротиком

Не разберет никак:

Ты клоун или тетенька?

На голове - колпак!

Ей кажется - прохожие

С нее не сводят глаз,

А те вздыхают: - Боже мой,

Откуда ты взялась?

Колпак, пиджак коротенький

И мамино пальто,

Не девочка, не тетенька,

А непонятно кто!

Нет, в молодые годы

Не отставай от моды,

Но, следуя за модой,

Себя не изуродуй!

Как вы думаете, о чем оно говорит?

(студенты делают вывод из услышанного и о том, почему важно следить за своим внешним видом)

Как вы считаете, любая ли одежда уместна во всех местах: дома, на учебе, на прогулке и т.д.? Почему?

Задумываетесь ли вы, когда куда-нибудь собираетесь о соотношении одетых на вас вещей? Посмотрите картинки (студенты смотрят презентацию «для обсуждения» ) Какие вещи не сочетаются? Почему?

Не менее важна эстетика общения. После визуальной оценки, люди оценивают друг друга по речам.

Как вы думаете, важно ли оценивать то, что вы хотите сказать?

Послушайте притчу:

Один человек пришел к Сократу и спросил:

- А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

- Нет. Просто я слышал...

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет.

Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет! Напротив!

- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда.

Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет необходимости.

Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?

Как вы думаете, о чем эта притча? Почему необходимо обдумывать то, что вы хотите сказать?

Как вы думаете, а приятно ли общаться с вами? Для того, что бы это узнавать мы предлагаем Вам участвовать в тестировании. Отвечая на вопросы, не забудьте просеять свои ответы через три сита.

Тест. Приятно ли со мной общаться?

инструкция.

Чтобы узнать, приятно ли людям с тобой общаться, необходимо выразить свое отношение к каждому из 20 суждений, содержащихся в тесте. Если ты согласишься, с каким либо из этих суждений, поставь под цифрой этого вопроса в бланке ответов знак «+», а если нет, то «-». Ответы типа «не знаю», «неуверен» не допускаются

    Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

    У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того разделяют они его увлечение или нет.

    Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.

    Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправить.

    Когда встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.

    Когда тебя знакомят с кем-либо, и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.

    Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь подшучивать над собой.

    Ты должен быть всегда настороже, иначе окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.

    Если ты общаешься с остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование с ним, а отдать ему должное в разговоре.

    Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

    Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобится их помощь.

    Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

    Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от них.

    Настоящий друг помогает своим друзьям.

    Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

    Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.

    Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

    Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь заняться своими делами, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но избежать вероятности обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

    Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого.

    Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выражает противоположное мнение.

ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

балл

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Для того чтобы подсчитать баллы, нужно сравнить ответы с ключом. Если, например, на первый вопрос у тебя ответ «-», то ты получаешь за него 5 баллов, Если «+», то 0 баллов.

Информация для тестируемых.

85-100 баллов – это отличный результат: большинству людей приятно с вами общаться;

75-80 баллов – хороший результат: ты умеешь быть приятным в общении, но иногда допускаешь срывы, надолго тебя не хватает;

60-70 баллов – результат весьма удовлетворительный;

0-55 баллов - откровенно плохой результат. Единственное, что можно сказать: в деле овладения искусством общения у тебя все впереди.

Теперь вы оценили уровень своего общения.

Давайте сделаем выводы.

Эстетические особенности внешнего оформления зданий предприятий сервиса

Известно, что художественное начало одухотворяет труд, украшает быт и облагораживает человека. Это применимо в полной мере и к зданиям предприятий сервиса. Современное здание предприятия сервиса должно быть возведено по законам красоты и стать украшением города.

Выбор архитектурно-художественных средств, конструктивных решений здания диктуется назначением предприятия сервиса. При возведении здания предприятия сервиса по типовому проекту дизайнер должен заниматься проектированием оригинальных деталей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций. Желательно, чтобы архитектура здания соответствовала стилю жилого массива. Однако его целесообразно выделить из окружающих строений, чтобы привлечь внимание населения.

Современные здания предприятий сервиса должны иметь комфортные условия и для посетителей, и для обслуживающего персонала. Поэтому проектирование зданий, планировка производственных помещений должны основываться на требованиях технической эстетики с учетом прогрессивных форм обслуживания, последних достижений науки и передового опыта.

Эстетическое оформление зданий предприятий сервиса предполагает использование различных художественно выразительных средств. Средствами эстетического оформления фасада здания являются витрина и вывеска. Вывеска должна содержать наименование предприятия, его эмблему и информировать население о видах предоставляемых услуг.

Большое внимание следует уделять и такому средству эстетического оформления, как озеленение и благоустройство территории около здания предприятия сервиса с соблюдением экологических требований.

Эстетические особенности интерьера

По интерьеру предприятия сервиса клиенты нередко составляют мнение и о его работниках, и о культуре обслуживания на нем в целом. Интерьер салона должен создавать удобства для получения услуги . Загроможденность и теснота не соответствуют требованиям красоты и целесообразности. Поэтому не следует располагать в салоне ненужные предметы. Перегородки не должны нарушать целостности зала.. Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, концентрирующий на себе внимание. Обычно таким композиционным центром служат мебель, оборудование салона (зала).

При оформлении интерьера необходимо учитывать влияние цветов на человека. Так, зеленый цвет снижает глазное давление, обостряет слух. Красный цвет возбуждает, приводит к быстрому утомлению. При длительном воздействии оранжево-желтого цвета у работников может возникнуть головокружение. Черный цвет угнетает человека. Темная окраска вообще психологически чужда стилю предприятий сервиса. Из эстетических и санитарно-гигиенических соображений не рекомендуется использовать в отделке интерьера много ярких (навязчивых) и темных тонов.

Колорит конкретного интерьера выбирается исходя из закономерностей восприятия человеком различных цветов. К примеру, с помощью красного цвета можно "эмоционально согреть" помещение, а с помощью голубого - "охладить" его. Использование цветовых контрастов позволяет зрительно исправить нарушения пропорций помещения. Надо учитывать, что светлые тона выглядят удаляющимися, а темные кажутся как бы приближающимися. Поэтому при окраске продольных стен в светлые тона, а поперечных - в темные помещение будет зрительно восприниматься шире и короче.

Освещение в интерьере используют не только с утилитарной целью. Оно также служит средством художественного оформления. С помощью светового рисунка потолка можно создать масштабность, объемность помещения, зрительно разделить его на функциональные зоны. Однако освещение должно быть организовано так, чтобы не допускать слепящего действия. В оформлении интерьера свет и цвет следует рассматривать в органичном единстве, не отделяя одно от другого.

В отделке интерьера применяют различные отделочные материалы. Они должны быть привлекательными по внешнему виду и в то же время гигиеничными, прочными, звукопоглощающими. Для украшения стен используют произведения прикладной графики, художественной фотографии, цветные витражи. При этом, конечно, нельзя допускать художественной раздробленности общей композиции интерьера. Выбор элементов декоративно-прикладного искусства определяется в первую очередь профилем предприятия.

Эстетика рабочего места

Рабочее место - зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места вызывает положительные эмоции у продавца (приемщика), повышает интерес к обслуживающей деятельности. Тем самым уменьшается его утомляемость и повышается производительность труда.

При оформлении рабочего места следует учитывать особенности интерьера, чтобы не нарушить его, а по возможности - дополнить. Так, цвет мебели (рабочего стола) и оборудования должен сочетаться с общим фоном помещения. Даже инструмент, которым пользуется работник контактной зоны, должен гармонировать с оборудованием салона. Рабочее место обслуживающего персонала должно обеспечивать обзор салона, удобную рабочую позицию и свободу движений. Для этого необходимо, чтобы конструкции столов, стульев отвечали требованиям эргономики. Для снижения зрительного утомления работника, создания спокойной атмосферы в салоне и активизации обслуживающей деятельности рекомендуется применять светлые оттенки зеленого цвета (светло-зеленые, сине-зеленые, оливково-зеленые).

Можно утверждать, что престиж работников сервиса во многом зависит от обстановки, в которой они работают. Привлекательный имидж предприятия сервиса и его работников - залог успеха и длительного пребывания на рынке.

Эстетика внешнего облика работника

Эстетическая культура работника сервиса проявляется в умении со вкусом, с учетом индивидуальных особенностей и возраста "создать" свой внешний облик (имидж). По внешнему виду продавца (приемщика, закройщика, мастера) у клиента при первой встрече создается то или иное впечатление о нем. Поэтому работник контактной зоны должен выглядеть привлекательным.

Внешний вид продавца (приемщика, закройщика, мастера) является как бы визитной карточкой магазина (ателье, мастерской). По собранности, подтянутости, аккуратности работника клиенты судят о высоком уровне культуры обслуживания на данном предприятии сервиса в целом. И напротив, неряшливый вид работника вызывает у посетителей чувство досады и раздражения. И ни о каком доверительном отношении к такому работнику и речи быть не может.

Внешний вид работника складывается из следующих составляющих: одежды, обуви, прически, косметики, осанки, мимики, жестов, манеры поведения и т. д.

Рабочая одежда продавца (приемщика закройщика, мастера) прежде всего должна быть удобной, практичной. Очень важен цвет одежды. Он должен быть спокойным, то есть не ярким, но и не блеклым. Линии покроя у форменной одежды, как правило, просты и элегантны. Красота и изящество униформы доставляют удовольствие и самим работникам, и производят приятное впечатление на общающихся с ними клиентов.

Для женщин форменная одежда может быть представлена платьем, платьем-костюмом, юбкой и блузкой; для мужчин - брюками и курткой. Модели и цветовое решение рабочей одежды зависят от вида предприятия и предоставляемых им услуг. Следует иметь в виду, что наличие униформы - это еще не все. Важно, как работник умеет ее носить. Не рекомендуется форменную одежду дополнять сверх меры какими-либо украшениями

Обувь работника должна: соответствовать одежде, сочетаться с ней по цвету и стилю, быть удобной. Продавцу (приемщику) лучше всего носить обувь на низком или среднем каблуке.

Повседневная прическа работника контактной зоны должна быть аккуратной. Не рекомендуется носить распущенные волосы, челку, закрывающую глаза, и т. д.

У работника всегда должны быть чистые руки, ногти аккуратно подстрижены, волосы хорошо промыты. При пользовании косметикой обслуживающий персонал обязан соблюдать чувство меры, поскольку в рабочей обстановке злоупотреблять ею нельзя. Аромат духов должен быть едва уловим.

У работника контактной зоны должна быть хорошая осанка. Сутулящийся человек с опущенной головой и развязной походкой вызывает у окружающих неприятное впечатление. И наоборот, хорошая осанка, расправленные плечи у работника создают ощущение целеустремленности, увлеченности обслуживанием,

Большую роль во внешнем облике работника играют манеры. Хорошие манеры производят благоприятное впечатление на клиентов. Считается неприличным во время разговора с клиентом рассматривать руки, стучать пальцами по столу, чистить ногти, почесывать затылок.

Общаясь с клиентом, следует смотреть на него, а не в сторону. Не рекомендуется резко садиться, вставать, поворачиваться. Изящество манер достигается тренировками и во многом зависит от нормальных условий труда и быта.

Мимика и жесты - важные составляющие внешнего облика. Жесты должны быть выразительны и сдержанны. Размахивание руками при разговоре, нервные движения головой и плечами свидетельствуют о низкой культуре работника. Выражение лица продавца (приемщика) не должно быть ни скучающим с отсутствующим взглядом, ни угодливым, а доброжелательным, с приветливой улыбкой.

Отсутствие эстетической культуры у работника сужает его кругозор, отрицательно влияет на его нравственность (мораль) и во многом способствует пассивному отношению к труду.

В настоящее время принято говорить об имидже работников, который тесно связан с имиджем предприятия сферы услуг. Нередко предприятия сервиса занимаются созданием соответствующего имиджа для изменения своих целей и подготовки работников к новым требованиям рынка. Имидж должен выражать все лучшее, что есть у работника. Так, удачный имидж придает работнику уверенность в себе, нужную манеру держаться. Работник сам является выразителем своих идей по обслуживанию клиентов.

Имидж (образ) много говорит о том, как работник относится к себе самому, к клиентам, к коллегам по работе. С помощью создания соответствующего имиджа работник должен предстать перед клиентами, как профессиональный, привлекательный и преуспевающий специалист. И наоборот, неудачный имидж во многом снижает привлекательность работника для клиентов. Даже такая "мелочь", как правильная модуляция голоса работника, обеспечивает около 40% его успешного впечатления на клиента. Поэтому каждый работник сервиса должен ответить себе на вопрос: хорошо ли поставлен у меня голос?

Эстетические требования к одежде предполагают соответствие изделия общественным эстетическим идеалам, сложившемуся стиле­вому направлению и моде. Под понятием эстетический вид одежды подразумевается ее красота, выразительность внешнего вида, соответ­ствие облику потребителя.

Эстетический вид изделия зависит от многочисленных факторов. Прежде всего, он определяется художественно-эстетическими свойст­вами материалов, их соответствием направлению моды, конструкции изделия и внешним данным потребителя.

К свойствам материалов, определяющих эстетический вид изде­лия, можно отнести их художественно-колористическое (цветовое) оформление, состояние поверхности (структуру, отделку и т.п.), а так­же некоторые другие свойства (устойчивость окраски к различным воздействиям, пиллингуемость, несминаемость и др.).

Ежегодно ведущими предприятиями швейной промышленности представляются модные стили и коллекции одежды и рекомендуются соответствующие им материалы по художественно-колористическому оформлению и состоянию поверхности. Используемые материалы по цветовом) оформлению должны соответствовать направлению моды, подчеркивать форму, стилевые и конструктивные линии одежды.

Дизайн костюма для индивидуального потребителя требует более тщательного подбора материалов, в том числе по художественно-колористическому оформлению материалов с учетом внешних данных заказчика для создания оригинального неповторимого образа в одеж­де. Зачастую для создания моделей используются не один, а несколько видов материалов, разных по способу производства, структуре, свой­ствам (например, ткани и трикотажные полотна). Эстетический вид изделий из таких материалов -компаньонов будет зависеть не только от их цветового оформления, но и от соответствия конструкторско-технологических свойств друг другу.

Художественно-колористическое оформление и состояние по­верхности текстильных материалов в значительной степени определя­ют эстетический вид изделия, а также параметры технологической об­работки.

Художественно-колористическое оформление материалов может быть очень разнообразным. Вырабатывают материалы отбеленные, гладкокрашеные (окрашенные в один цвет), набивные (окрашенные в разные цвета), меланжевые и пестротканые (полученные из волокон или нитей разных цветов), ворсовые и со специальными видами отде­лок (например, жатости). На поверхности материалов могут быть оформлены также различные рисунки: в клетку, полоску, раститель­ные орнаменты и др. Разнообразие поверхности достигается также за счет использования различных по структуре нитей: креповых, фасон­ных, текстурированных. Использование фасонных нитей позволяет получать объемные материалы с неровной шероховатой поверхностью (твиды и др.). При применении текстурированных нитей получают ма­териалы с улучшенными упругими и эластическими свойствами, с по­вышенной несминаемостью. Они также могут быть разнообразными по цветовому оформлению.

При оценке эстетического оформления и состояния поверхности материалов следует обратить внимание на следующие факторы:

Художественно-колористическое (цветовое) оформление поверхно­сти (наличие направленного рисунка и др.);

Наличие ворса (начесного или разрезного);

Наличие специальных эффектов (жатости и т.п.);

Наличие пороков (дефектов) внешнего вида материалов.

При выборе материалов на изделие прежде всего необходимо учи­тывать его художественно-колористическое (цветовое) оформ­ление. Цвет является одним из самых мощных выразительных средств, он оказывает сильное впечатление и несет самую разнообраз­ную информацию, смысловую, психическую нагрузку. Выразительно­стью цвета в костюме пользовались с самых древних времен для обо­значения общественного положения, радости и т.п.

Как выяснили психологи, цвет оказывает психологическое воздей­ствие на человека и вызывает у него различные ассоциации, тем самым в некоторой степени определяя популярность того или иного цвета. В табл.16 приведена информация о воздействии цветов на человека.

Таблица 16

Воздействие цвета на человека

Цвет Физиологиче­ский уровень Психический уровень Метафизический уровень Ассоциации
Синий холодный, про­хладный влаж­ный даль, ширь, тишина, беско­нечность симпатия, тос­ка, дружелю­бие, гармония тоска, серьез­ность
Крас­ный горячий, теп­лый, сухой динамизм, ак­тивность, опас­ность оптимизм, во­жделение, фан­тазия, экзотика опти­мизм, ра­дость
Зеле­ный свежий, пря­ны и, кислый, горький естественность, успокоение, живость расслабление, безопасность, надежда, тер­пимость спокой­ствие, ес­тествен­ность
Жел­тый светлый, ядо­витый, горький лето, изобилие неискренность, ревность, за­висть, жадность зависть
Белый чистый, изы­сканный, неж­ный совершенство, идеал, невин­ность вечность, прав­дивость, тор­жественность, точность правди­вость, торжест­венность
Чер­ный скупой, углова­тый, твердый конец, пустота, сила, элегант­ность печаль, эгоизм, магия, неволя, власть сила, пе­чаль, эле­гантность
Фио­лето- вый экстравагантность, оригиналь­ный тщеславие, искусственность искупление, вера, фантазия тщесла­вие

Окончание табл. 16

Цвета красный, желтый, оранжевый олицетворяли идеи радости, молодости, жизни, беспокойства; зеленый - спокойствия; синий -серьезности; черный - печальный тон (у некоторых народов он ис­пользуется в качестве траурного), но также он ассоциируется с эле­гантностью; белый - торжественный цвет.

Популярность того или иного цвета является важным аспектом спроса на одежду. Неизменно популярными являются синий, красный, зеленый, черный цвета. Хорошо раскупаются изделия белого цвета.

Возможно, исходя из воздействия цветов, человек порой интуи­тивно выбирает цвет, соответствующий ему по внешним данным, ха­рактеру, образу жизни и темпераменту.

Колорит - это общее впечатление от сочетания цветов. В одежде, особенно в ансамбле, когда сочетается цвет материалов с оттенком кожи лица, цветом волос, глаз, очень важно именно общее впечатле­ние. И цвет, и колорит придают одежде определенный эмоциональный настрой, характерную особенность: различают теплый и холодный ко­лорит, мрачный и жизнерадостный и т.п. Общий характер колорита определяется в зависимости от того, какой тон или цвет преобладают. Гармоничные сочетания обычно дают цвета, содержащие равное коли­чество одно из главных образующих цветов. Например, чистого жел­того в паре желто-красный с желто-зеленым.

С помощью цвета можно менять зрительное впечатление от объе­ма одежды. Так, например, теплые цвета (имеющие выраженную тен­денцию к желтому) увеличивают объем, являются выступающими, приближает предмет к зрителю, а холодные (имеющие выраженную тенденцию к синему) уменьшают объемы, являются отступающими,


так как удаляют предмет от зрителя. Если в композиции сочетаются теплые и холодные цвета (например, чистые красный и синий), то малые части объема, выполненные в синем цвете будут казаться еще меньше, а большие, выполненные в красном, еще больше. Поэтому, детали смотрятся как бы в разных плоскостях, так как один цвет от­ступает, а другой приближается к зрителю. Примерно такой же эффект дает сочетание светлых и темных тонов, так как все светлые цвета ка­жутся легкими, а темные - тяжелыми.

Впечатление от цвета во многом зависит от состояния поверхно­сти (фактуры) материала и распределения света и тени. Некоторые фактуры углубляют цвет (бархат, ворсистые ткани), другие - дают светлые блики и разбеляют цвет (например, шелковые атласы). Склад­ки, плиссировки, гофре создают чередование светлых и темных по­верхностей.

Линии рисунка на материале также, как и конструктивные, тоже обла­дают эмоциональной выразительностью. Прямые линии и линии с посто­янным радиусом кривизны создают впечатление спокойствия, устойчиво­сти, равномерного движения. Линии неравномерные или переменным ра­диусом кривизны (параболы, спирали, изломанные) создают впечатление динамичности, беспокойства; вертикальные линии подчеркивают строй­ность, придают строгость; горизонтальные - создают впечатление спокой­ствия, полноты. Диагональные линии подчеркивают движение и в зависи­мости от наклона могут ассоциироваться в сознании с подъемом или паде­нием. Плавные линии смягчают угловатую форму (рис. 51).

Учет дизайнером подобных сведений позволит создать индивиду­альный, неповторимый образ в одежде.

Рис. 51. Эмоциональная выразительность линий и образованных ими фигур


Материалы одного цвета (гладкокрашеные) наиболее просты и удобны в обработке. Из таких материалов получают наиболее эконо­мичные раскладки, так как требования к раскладке лекал минимальны и не требуется подгонка рисунка. Гладкокрашеные материалы

Совпадение рисунка на полоч­ке и клапане по линии его при­тачивания (1), совпадение рисунка на полочке и листочке (2),

Симметричность рисунка в концах воротника (3),

Совпадение рисунка на полочках и по краю борта (4),

Симметричность рисунка на лацканах (5),

Совпадение рисунка на участке верхнего плечевого пояса на полочке и окате рукава (6),

Совпадение рисунка по среднему шву спинки (7).

В пиджаках с прямыми лацканами предъявляются дополнитель­ные требования к перечисленным выше: параллельность полоски к краю лацкана.

Введение дополнительных операций по подгонке рисунка могут внести изменения в последовательность сборки изделия и приемов вы­полнения технологических операций.

Наличие ворса на поверхности материала вносит дополни­тельные осложнения в технологию из-за повышенной сминаемости ворсового покрова. При разработке моделей одежды из ворсовых ма­териалов необходимо учитывать следующие рекомендации:

Раскраивать детали в одном направлении с учетом направления вор­са,

Использовать минимальное количество членений и соединительных швов.

ВТО должна быть сведена к минимуму, а ее режимы должны быть тщательно подобраны (особенно усилие прессования), необходимо применять специальные приспособления для ВТО (кардоленты и т.п.),

Исключить посадку деталей вдоль швов, заменив ее например склад­ками,

Использование ворсовых материалов приводит к ограничению по применению клеевого дублирования, так как после него может изме­ниться состояние ворсовой поверхности.

Расширение ассортимента материалов производится за счет при­менения различных видов волокон и нитей, комбинаций переплете­ний, а также- за счет использования отделок, которые приводят к по­явлению различных спецэффектов на поверхности материала и требу­ют их учета при изготовлении швейных изделий.

Эффект «клоке» - эффект полых мешочков, полученных при ис­пользовании разноусадочных волокон или нитей (например, вискоз­ных и капроновых). Материал приобретает неровную, на отдельных местах выпуклую поверхность.

Эффект «гофре» на шелковых тканях в виде мелких волнистых складок получают из нитей с различной степенью усадки или путем нанесения на ткань специальных химических растворов. Обработан­ный участки значительно усаживаются и образуют указанный эффект. Достаточно часто используются материалы с эффектом жатости, тис­нения и т.п.

Специальные обработки позволяют получить эффектную, ориги­нальную поверхность материала. Однако, такие материалы требуют определенных режимов обработки. Очень тщательно нужно подбирать режимы ВТО (усилие прессования, температуру), так как в результате возможно изменение внешнего вида. Операции ВТО рекомендуется свести к минимуму. Особое внимание следует уделить также выбору прокладочных материалов. Применение клеевого дублирования в ряде случаев нецелесообразно, так как оно не позволяет получить прочное клеевое соединение.

Ряд отделок, используемые для целенаправленного изменения свойств (например, водоотталкивающие) предполагают нанесение по­крытий на поверхность материала. Для материалов, имеющих пленоч­ное покрытие с лицевой или изнаночной стороны (например, прорези­ненных и типа искусственной кожи), операции ВТО исключаются. За­данную объемную форму получают конструктивным путем, применяя вытачки и разрезы. В то же время особенности обработки большинства этих материалов таковы, что швы и разрезы нежелательны. Гигиени­ческие свойства материалов низкие из-за плохой проницаемости и ма­лой гигроскопичности. Поэтому, рекомендуется проектировать изделия с навесными кокетками или достаточно свободными и без поясов, что­бы обеспечить естественную вентиляцию воздуха в пододежном про­странстве.

На внешний вид одежды влияют также пороки (дефекты) внешне­го вида материалов.

Пороки внешнего вида материалов возникают на разных этапах производства и подразделяются на пороки сырья, пряжи и ни­тей, производства и отделки. На эстетический вид тканей наибольшее влияние оказывает пороки ткачества и отделки. Все пороки ухудшают внешний вид материалов, а некоторые и их физико-механические по­казатели. Пороки, распространенные на значительных участках мате­риалов, усложняют процесс изготовления швейных изделий и ухуд­шают эстетический вид одежды. К наиболее часто встречающимся по­рокам, влияющих на эстетический вид ткани и швейных изделий, от­носятся пороки крашения, печатания, ворсования и заключительной отделки.

Перекос ткани - неперпендикулярное расположение нитей утка к нитям основы, искажающее рисунок ткани в клетку или другой. Из-за перекоса нитей утка усложняется выполнение раскладок, требуются большие припуски на подгонку рисунка (рис. 53), трудно добиться совпадение рисунка в парных симметричных деталях. Поэтому реко­мендуется ограничить использование симметричных деталей, где тре­буется подгонка рисунка. Так, в мужских сорочках из тканей в клетку, как правило, обрабатывается только один накладной карман на левой полочке. В выкроенных деталях из тканей с перекосом нитей наблюда­ется также изменение растяжимости срезов, что нужно учитывать при изготовлении швейных изделий. При использовании гладкокрашеных тканей таких проблем не возникает.


Рис. 53. Внешний вид ткани в клетку с неперпендикулярным (а) и пер­пендикулярным (б) расположением нитей основы и утка; места сим­метричности рисунка на мужской сорочке (в)

Растраф - искажение многоцветного рисунка в результате сме­щения печатных валов. Неустранимый дефект печати, значительно ухудшающий внешний вид ткани.

Разнооттеночность - дефект отделки, выражающийся в различ­ной интенсивности окраски или печати по поверхности ткани.

Заниженная ширина - получается при сильном вытягивание ткани по длине в процессе отделки, сопровождается потерей прочности. Не­обходимо учитывать при раскладке лекал, может привести к увеличе­нию расхода ткани.

Плохой начес ворса - характеризуется тем, что ворс на отдельных местах не закрывает переплетение ткани или расположен неравномер­но, ухудшает состояние ворсовой поверхности и приводит к снижению теплозащитных свойств.

Пороки внешнего вида трикотажных полотен возникают в резуль­тате использования нитей с повышенной неровнотой по толщине и крутке, неравновесных по крутке, разладок машин, а также в процессе отделки. Наиболее часто встречающимися пороками полотен являют­ся: утолщения и утонения, зебристость, неравномерная длина петель, спущенные петли, перекос петельных столбиков, помарки и пятна. Пороки трикотажных полотен в процессах отделки аналогичны поро­кам тканей.


Наиболее существенным пороком, влияющим на качество трико­тажных изделий, является перекос петельных столбиков - неперпен­дикулярное расположение петельных столбиков к рядам. Выражается в отклонении петельных столбиков от вертикальной линии на опреде­ленный угол а (рис. 54). Является следствием использования нитей, неуравновешенных по крутке (неравновесных) и приводит к измене­нию формы деталей после раскроя. В готовом изделии наблюдается так называемое «перекручивание»: боковые швы в изделии отклоня­ются от вертикальной линии и смещаются с полочки на спинку, со спинки на полочку.

Рис. 54. Внешний вид трикотажного полотна с перекосом петельных столбиков

Угол перекоса петельных столбиков нормируется для трикотаж­ных полотен в соответствующих стандартах технических условиях. Для большинства трикотажных полотен он не должен превышать 5-8°. Методика определения угла перекоса зафиксирована в ГОСТ 8846-87 .

Оценка пороков внешнего вида нетканых полотен осуществляется с учетом их конкретного назначения (бельевые, одежные, полотенеч­ные и т.д.). Пороками, влияющими на эстетический вид полотен и ка­чество швейных изделия являются: перекос полотна или рисунка, про­дольная и поперечная полосатость, разнооттеночность и др.

Пороки внешнего вида влияют на сортность тканей, трикотажных и нетканых полотен. При определении сорта учитываются художест­венно-эстетические показатели материалов, которые должны соответ­ствовать образцам-эталонам в соответствии с ГОСТ 15007-88, показа-

Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика - наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художе­ственном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, прожи­вающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребно­сти очень индивидуальны, что предопределяет сложность обес­печения эстетических свойств товаров.

Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные под­группы эстетических свойств можно рассматривать как разно­видности отдельных единичных или комплекса показателей внешнего вида в сочетании с другими показателями (например, целостность композиции как сочетание формы, размеров изде­лия и его отдельных деталей, внутренней структуры, мода - как сочетание формы, размерных характеристик отдельных час­тей товара, отделки и/или украшений поверхности, а также конструкции). Однако в литературе целостность, моду, стиль, дизайн, информационную выразительность принято выделять в качестве самостоятельных подгрупп.

Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производст­венного исполнения.

Внешний вид - комплексный показатель, включающий фор­му, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эсте­тического восприятия разных товаров значимость перечислен­ных единичных показателей внешнего вида неодинакова и за­висит от особенностей товаров.


Форма характеризуется геометрическими параметрами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотноше­ние размеров. Эстетические потребности наиболее удовлетво­ряет гармоничная форма, отличающаяся органическим сочета­нием размеров с геометрическими параметрами и назначением изделия.

Для товаров, сконструированных из отдельных деталей, важ­ное значение имеет их совместимость и направленность фор­мирования.

Цвет определяется световыми волнами определенной дли­ны, воспринимаемыми глазом человека. Для эстетического вос­приятия имеют значение цветовое решение и цветовая гамма. При их выборе необходимо соблюдать основные положения цветоведения.

Состояние поверхности зависит от состава и струк­туры веществ или материалов, входящих в товары или упаков­ку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эстетичность поверхности оценивается по ее состоянию (гладкая, шероховатая, ворсистая и т. п.), текстуре, наличию выступающих деталей. На эстетиче­ское восприятие поверхности влияют форма и цвет, причем все три показателя оцениваются практически одновременно и в комплексе, составляя целостность композиции.


Состояние поверхности непродовольственных товаров ха­рактеризуется фактурой и текстурой. Фактура - строение поверхности продукции, определяемое визуально. Наряду с цве­том фактура может обеспечивать гармоничность формы изделия. Фактура бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (метал­лы, ткани, фарфор, керамика и т. п.) имеет свои особенности фактуры, которая может быть изменена и улучшена за счет об­работки поверхности (шлифовки, глазирования, чеканки и др.).

Текстура - состояние поверхности, характеризующееся на­личием определяемых визуально элементов внутренней струк­туры материала, например, наличие включений в ювелирных камнях, волокон на разрезе древесины, создающих естествен­ный рисунок. Текстура может быть естественной (у природных материалов) и искусственной (у синтетических материалов, имитирующих кожу, дерево, мрамор и т. п.). Искусственная текстура создается обычно путем нанесения соответствующих природным материалам рисунков.

Визуальное восприятие состояния поверхности определяется еще и наличием на ней рисунков и надписей. Рисунки могут быть в виде изображений людей, цветов, животных, геометри­ческих фигур, информационных знаков и т. п. При этом рисун­ки и надписи выполняют декоративную и/или информацион­ную функции, а также создают психическое восприятие состоя­ния поверхности (например, определенной фактуры или текстуры), формы и объема (существуют приемы, позволяющие зрительно увеличить или уменьшить объемы) и цвета товаров. Поэтому рисунок на поверхности товаров выступает в качестве существенного показателя не только состояния поверхности, но и в целом внешнего вида.

Рисунок может являться самостоятельным показателем не только внешнего вида, но и строения. Так, при оценке эстети­ческих свойств некоторых товаров важную роль играет рисунок внутреннего строения (например, рисунок сыров, рисунок или вид на разрезе колбасных изделий, мясокопченостей и др.).

Рисунок может быть естественным (за счет природных свойств товаров) или искусственно нанесенным в виде изображения, леп­ки (например, гипсовые изделия), формования (украшения на поверхности тортов, пирожных, кулинарных изделий), использо­вания украшений (цветов, эмблем, наклеек и т. п.).

При эстетическом восприятии оценивают целостность то­варов, которая характеризуется отсутствием у них повреждений, ухудшающих форму (отсутствующие детали одежды, обуви, посуды вследствие механических повреждений), цвет (например, при микробиологической порче) и состояние поверхности (на­пример, проколы, порезы, трещины, разрывы и др.).

Целостность композиции отражает рациональную взаимо­связь внешних признаков с внутренней структурой и предпола­гает подчиненность главным элементам второстепенных, един­ство стилевого решения всех частей изделий.

Для ряда непродовольственных товаров целостность компо­зиции характеризуется организованностью объемно-простран­ственной структуры, пластичностью, графической прорисованностью формы и элементов. Организованность объем­но-пространственной структуры выражает учет пропорций, масштабов, ритмичности и других конструктивно - художественных средств композиции изделий. Пластич­ность определяет выразительность объемной и элементной форм изделия.

Совершенство производственного исполнения изделия опреде­ляется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чисто­той выполнения сочленений, информационных знаков, упа­ковки и т. п.

Следует отметить, что эстетическое восприятие всех показа­телей внешнего вида может относиться не только к товару, но и к упаковке. Причем эстетические свойства упакованных това­ров во многом определяются внешним оформлением упаковки, под которой может скрываться товар, обладающий невысокими эстетическими свойствами.

Дизайн - способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребно­сти за счет их художественного конструирования. Удовлетворе­ние многообразных потребностей и в первую очередь эстетиче­ских достигается путем рационального сочетания показателей внешнего вида (формы, цвета, состояния поверхности и т. п.) с размерами и показателями функциональных и эргономических свойств. Так, красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования (эксплуатации). Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармо­ничность формы и функциональное назначение.

Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Известным дизайнером Джиффордом Джексоном были выделены и охарактеризованы следующие стили: ступенчатый, обтекаемый, конусный, нор­мальный и скульптурный.

Дизайн долгое время считался свойством только непродо­вольственных товаров. Однако в последнее время принято го­ворить и о дизайне упаковки всех товаров, в том числе и про­довольственных, а также о дизайне внешнего оформления не­которых пищевых продуктов (тортов, пирожных и т. п.) или кулинарной продукции (особенно предназначенной для выста­вочных целей).

Дизайн является составной частью определенной моды и/или стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важ­ную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.

Стиль - способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показате­лей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потре­бителей мироощущением.

Стиль формируется в течение достаточно продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных и иных факто­ров. Отдельные элементы внешнего вида, конструк­ции товаров могут выступать в качестве средств художествен­ной выразительности и эстетических потребностей приобрета­телей.

Как и другие подгруппы эстетических свойств, стиль удов­летворяет не только эстетические, но и социальные потребно­сти, поскольку в большинстве случаев отражает и стремление людей быть причастными к определенной группе населения или эпохе (быть современными). Стиль товаров совместно с модой является важным средством создания имиджа потреби­телей (организаций или отдельных людей) и удовлетворения престижных потребностей как разновидности социальных по­требностей.

Стиль отражает определенные особенности художественной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исто­рический период. Изменение этих условий постепенно приво­дит к утверждению нового стиля. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Основное условие образования стиля - единство мироощущения и средств его выражения.

Существует несколько классификаций стилей эпох.

Исторический стиль (стиль эпохи) товаров - способность товаров отражать исторически сложившуюся общ­ность средств и приемов художественной выразительности.

Исторические стили находят выражение прежде всего в ар­хитектуре, что побуждает к созданию предметов быта (мебели, посуды, одежды, обуви и т. п.), обладающих стилевым единст­вом с архитектурным пространством. Эта группа стилей в боль­шей мере охватывает непродовольственные товары, в мень­шей - пищевые продукты (в основном их внешнее оформле­ние и упаковку).

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные истори­ческие стили, так как это имеет практическое значение при экспертизе антикварных изделий, а также стилизованных («под старину») товаров и/или услуг (например, при оформлении ма­газинов, ресторанов и т. п.).

Древнеегипетский стиль характеризуется массивностью, ги­пертрофированными масштабами форм, лаконичностью цвето­вого оформления.

Античный (героический) стиль (лат. antiguus - древний) от­личается реалистической трактовкой пространства, конструк­цией, логикой и гармоничным единством всех форм, наличием геометрических рисунков.

Готический стиль (фр. gothigue - германское племя готы) определяют устремленные вверх, удлиненные, угловатые фор­мы предметов, отличающиеся строгостью конструкции, обили­ем резьбы, скульптурных украшений. Этот стиль возник во Франции в XII в. и в позднем Средневековье распространился в Западной Европе.

Ренессансный стиль (стиль Возрождения) характеризуется со­размернымичеловеку формами, удобством и изяществом кон­струкций, появлением яркого национального колорита в пред­метах быта. Определенные элементы этот стиль заимствует у античного стиля, хотя и в новой, более усовершенствованной форме (например, колонны - типичный элемент античного стиля используются для украшения мебели, но более изящных форм).

Барокко (от ит. Ьагоссо - вычурный) - стиль, отличающий­ся декоративной пышностью, вычурностью, живописностью, тяжеловесностью, иррациональностью, динамическими, слож­ными формами, наличием ярких цветов с обилием золота в оформлении предметов быта. Этот стиль возник при смене эпохи Возрождения на эпоху абсолютизма.

Классицизм - стиль, сформированный при новом обраще­нии к античному и ренессансному стилям с дальнейшим их со­вершенствованием на основе достижений науки и техники того времени. Термин «классический» (от лат. classicum) обозначает первоклассный, образцовый, при этом за образец был взят ан­тичный стиль. Классический стиль возник в период перехода от феодального строя к буржуазному. Его характерные черты - строгость, логичность конструкции, рационализм и ясность пропорциональных членений формы, сочетающихся с функ­циональным назначением, симметрия, статика, отсутствие вы­чурности и излишнего внешнего оформления, замкнутость композиции, спокойные цвета и их сочетания. Разновидностя­ми позднего классицизма являются стиль ампир, русский клас­сицизм: екатерининский и александровский.

Модерн (от фр. moderne - современный) - стиль, противо­поставляющий себя классицизму и отличающийся стремлением к целостности, лаконизму форм, подчеркиванию структурных элементов и использованию новых материалов, конструкций, необычных декоративных эффектов. Этот стиль возник в евро­пейском искусстве конца XIX - начала XX вв.

Конструктивизм (лат. constructio - построение) - стиль, основной установкой которого было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы. Характер­ными признаками этого стиля являются геометризация конту­ров, функционально оправданное конструирование и исполь­зование в качестве рисунков индустриальных пейзажей, пред­метов труда. Этот стиль возник в начале XX в. в противовес классицизму.

Таким образом, основополагающим признаком историче­ского стиля является форма и конструкция предметов быта. В реальной практике наряду с указанными стилями достаточно часто встречается их смесь (эклектический стиль, эклектика).

Географический стиль - способность товаров от­ражать определенную постоянную общность средств и прие­мов художественной выразительности, сформированной под воздействием культурной среды отдельных регионов земного шара.

По географическому признаку принято выделять европей­ский, восточный, латиноамериканский и североамериканский стили.

Европейский стиль характеризуется показателями внешнего вида, в значительной мере соответствующего функциональному назначению и антропометрическим характеристикам европей­ского потребителя. За исключением отдельных проявлений мо­ды данному стилю присущи лаконичность форм, их подчинен­ность содержанию изделия, отсутствие резких цветовых кон­трастов и пышных деталей внешнего оформления. Этот стиль сформировался под воздействием классицизма и модерна в странах Западной Европы. В настоящее время это один из са­мых распространенных стилей в мире, даже в странах Востока.

Восточный стиль определяется наличием ярких красок с контрастной цветовой гаммой, множеством деталей внешнего оформления (например, на одежде - вышивки, пуговиц, укра­шений и т. п.)- В нем много заимствований из национальных стилей восточных стран. Такой стиль наиболее часто встречает­ся у товаров, импортируемых из азиатских стран (например, одежда, обувь, украшения и т. п.).

Латиноамериканский стиль достаточно близок к восточному стилю, особенно по цветовой гамме, но отличается большей сдержанностью в деталях внешнего оформления. Этот стиль возник под воздействием индейской и испанской культур. Он имеет ограниченное распространение - в основном в странах Латинской Америки и импортируемых из них товаров.

Североамериканский стиль близок к европейскому стилю, хо­тя и отличается от него большей простотой формы и конструк­ции. В то же время данный стиль предоставляет большую сво­боду во внешнем виде и конструкции изделий.

Национальные стили - способность товаров отра­жать через их внешнее оформление вкусы и предпочтения по­требителей определенной страны. Характерными признаками национальных стилей могут быть определенная цветовая гамма, рисунки, конструктивные особенности изделий или их отдель­ных элементов. В товарах национальный стиль может быть до­минирующим (например, русские матрешки, изделия из Хохло­мы, Гжели и т. п.) или в виде отдельных элементов (например, вышивка на одежде в русском стиле). В настоящем учебнике не рассматриваются отдельные национальные стили, так как в ка­ждой стране есть один или несколько национальных стилей, которые находят отражение не только в предметах быта, но и в оформлении, рецептуре и способах приготовления пищевых продуктов, при этом принято говорить о национальных кухнях.

Социальные стили - способность товаров через внешний вид, конструкцию и используемые материалы, сырье, а также определенные детали оформления отражать причаст­ность потребителя к определенной социальной группе людей, и/или организации, и/или образу жизни. По сути, социальные стили являются стилями жизни людей в социуме и их можно подразделить на индивидуальные и коллективные стили.

Индивидуальный стиль отражает вкусы и предпочтения кон­кретного потребителя, предназначенные для обеспечения опре­деленного образа жизни.

Различают такие индивидуальные стили, как деловой, спор­тивный, вечерний. Кроме того, все демографические стили (молодежный, подростковый, детский и т. п.) также являются индивидуальными.

Индивидуальный стиль формируется конкретным потреби­телем и во многом определяет его запросы. Чтобы удовлетво­рить эти запросы, вызванные разнообразием индивидуальных стилей у разных потребителей, производители и продавцы то­варов вынуждены выпускать обширный ассортимент продук­ции с широкой гаммой эстетических свойств.

В истории известны попытки заменить рациональные инди­видуальные стили на единый и обязательный для всех. Однако, за исключением особых случаев (например, рабочая одежда, служебная форма), это вызывало неприязнь у большинства лю­дей. В современных условиях многие люди, особенно пользую­щиеся известностью или пытающиеся ее завоевать, стремятся создать свой индивидуальный стиль с помощью специалистов-имиджмейкеров.

Коллективный стиль формируется в определенных социаль­ных группах людей под воздействием общественного мнения, корпоративной (фирменной) культуры и специально создается для обеспечения имиджа организации или отдельным людям, причастным к коллективу.

Коллективные стили находят отражение во внешнем оформ­лении предметов быта, одежды, обуви, а также и продовольст­венных товаров, зачастую демонстрируя причастность к опреде­ленной группе людей по образу жизни и уровню доходов (на­пример, аристократический стиль), или по месту их проживания (городской, сельский или деревенский стиль), или причастность к организации (фирменный стиль). Особо остановимся на фир­менном стиле, так как он имеет наибольшую значимость для то­варов.

Фирменный стиль - единый четко выраженный стиль, опре­деляющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений - укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнаваемости» своих товаров для удержания определенного сегмента рынка. Этим объясняется стремление многих крупных зарубежных фирм сохранить свой фирменный стиль на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Особенно это проявляется в художественном оформ­лении упаковки и маркировки. Например, компания «Пепси-Ко» («Pepsi-Co») многие десятилетия использует отличитель­ную этикетку с преобладанием голубого цвета (символ свежести, чистой воды и прохлады) с характерной надписью красно­го цвета, указывающей наименование напитка.

Мода - способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.

Основополагающими признаками, характеризующими это свойство, являются единичные показатели внешнего вида: фор­ма изделий в целом и/или отдельных его частей (например, за­остренная, округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и/или цветовая гамма (особенно это характерно для одежды, обуви - модный цвет сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели и т. п.), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, рукавов, поясов - у одежды). Названные по­казатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее пригодных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции.

Мода создается модельерами для формирования новых потребностей в товарах, чтобы побуждать потребителя покупать
их, несмотря на то, что изделия аналогичного назначения у не­
го есть в достаточном количестве. Поэтому мода выступает в
качестве одного из наиболее значимых факторов морального
старения товаров длительного пользования. Вместе с тем мода
является одним из важных двигателей научно-технического
прогресса, побуждая модельеров создавать не только модные
товары, но и заказывать разработку новых материалов, технологий.

В отличие от стиля мода представляет собой временную общность формально-художественных средств, выражающих определенное мироощущение. В то же время при разработке моды учитывается определенный стиль. Мода распространяет­ся, как правило, на наиболее подвижные элементы вещной среды и является следствием естественного стремления людей делать все более красивыми и удобными окружающие их пред­меты, используемые товары. Кроме того, мода на товары отра­жает изменение вкусов людей с возрастом, а также появление новых потребностей и средств их удовлетворения. Об этом свидетельствует существование таких направлений моды на одежду, обувь, головные уборы, украшения, как молодежное, дет­ское, для людей среднего и пожилого возраста.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода. Если в моде длинные платья или туфли на тонком каблуке, это положительно воспринимается большинством по­требителей как высокий уровень эстетических свойств. Уходит мода, и восприятие этих товаров может быть прямо противопо­ложным.

Мода изменяется в зависимости от социально-экономиче­ских условий, причем эти изменения происходят быстрее и ча­ще, чем изменения стиля. Наиболее быстро меняется мода на непродовольственные товары, особенно обувь, одежду, голов­ные уборы, украшения. Понятие «мода» почти неприменимо к продовольственным товарам и относится лишь к отделке или упаковке некоторых продуктов (например, изменениям моды подвержена отделка тортов, пирожных, других кондитерских изделий).

Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции про­водят экспертные комиссии. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд изделий аналогичного класса и назначения. В торговле оценку эстетических свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь раз­личать стили, направления моды и соответственно распозна­вать модные товары.



 


Читайте:



Перенос текста на новую строку в одной ячейке в Excel

Перенос текста на новую строку в одной ячейке в Excel

Большинство настроек Microsoft Excel задаются по умолчанию, среди них ограничение: одна ячейка – одна строка. Но бывает множество случаев, когда в...

Описание услуги «Локатор» от МТС Услуга локатор мтс подключить без согласия

Описание услуги «Локатор» от МТС Услуга локатор мтс подключить без согласия

Сейчас мы познакомимся с услугой "МТС Локатор". Данная возможность интересует очень многих абонентов. Ведь она позволяет отслеживать местоположение...

Несколько вариантов выключения компьютера под управлением Windows8

Несколько вариантов выключения компьютера под управлением Windows8

Каким бы простым с виду ни казался вопрос, как полностью выключить ноутбук на базе ОС Windows 8, ответить на него удается далеко не всем...

Microsoft.NET Framework. Что это? Где скачать все версии, как узнать какая версия установлена? Способы удаления Microsoft.NET Framework Восстановление работоспособности платформы

Microsoft.NET Framework. Что это? Где скачать все версии, как узнать какая версия установлена? Способы удаления Microsoft.NET Framework Восстановление работоспособности платформы

Во всех версиях операционной системы Windows установлена программа.NET Framework. Она очень важна, стирать её можно только в некоторых случаях. При...

feed-image RSS