Главная - Безопасность
Программа обеспечения качества при выполнении нир. Программа обеспечения качества ПОК

Программа обеспечения качества выполнения работ при эксплуатации блоков атомных станций (покас аэс)

Данная программа доступна для скачивания в формате Word

1. Политика в области обеспечения качества

2. Организационно-правовая форма взаимоотношений эксплуатирующей организации АС и

3. Комплектование и подготовка работников (персонала)

4. Нормативные документы

5. Управление документами

6. Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов и предоставляемыми услугами

7. Контроль закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов и предоставляемых услуг

8. Производственная деятельность

9. Инспекционный контроль

10. Контроль испытаний

11. Метрологическое обеспечение

12. Обеспечение надежности

13. Контроль несоответствий

14. Корректирующие меры

15. Записи по качеству

16. Проверки (аудиты)

Приложения:

Приложение 1. Схема организационной структуры» по выполнению ПОКАС (Э) ПГ АС/Э

Приложение 2. Перечень документов, регламентирующих проведение работ на АС.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая «Программа обеспечения качества выполнения работ при эксплуатации блоков атомных станций» ПОКАС (Э) ПГ АС/Э (далее - Программа) разработана на основании «Требований к программе обеспечения качества для атомных станций» НП-011-99.

Программа распространяется на работы, выполняемые при эксплуатации ядерных установок (блоков атомных станций).

Целью Программы является регламентация деятельности ЗАО г. по обеспечению качества, направленной на реализацию основных критериев и принципов обеспечения безопасности атомных станций (АС).

Обеспечение ЗАО требуемого качества выполняемых работ на АС должно выполняться путем:

а) последующего совершенствования системы обеспечения качества выполнения работ на АС, включающей в себя комплекс организационных, технических и административных мер по обеспечению качества;

б) документированного описания процедур выполнения этапов работ на АС и контроля выполнения этих работ, а также соблюдения этих процедур;

в) организации надлежащего контроля за работами на АС;

г) установления порядка проверки (аудита) и пересмотра данной программы с целью ее совершенствования и повышения эффективности.

Программа является стандартом ЗАО «», выполнение которого гарантирует обеспечение требуемого качества работ на АС.

Программа является обязательной для всех руководителей и специалистов ЗАО «», участвующих в выполнении работ на АС.

Программа вводится в действие соответствующим приказом генерального директора до начала выполнения работ и предоставления услуг, регламентируемых в ней.

Настоящая Программа подлежит периодическому анализу и пересмотру. Пересмотр настоящей Программы осуществляется по результатам практической деятельности, но не реже одного раза в 3 года.

Основанием для пересмотра настоящей Программы могут служить:

Изменение видов работ;

Фактически реализованные изменения и дополнения в действующей организационной структуре или системе качества, в разграничении функций и обязанностей структурных подразделений;

Результаты внешней проверки (аудита) или внутренней проверки системы качества;

Изменения требований нормативных документов в части обеспечения качества;

Введение в действие новых нормативных документов в части обеспечения качества;

Требования Заказчика - эксплуатирующей организации АС в лице ее соответствующего филиала (АС), либо органов государственного контроля и надзора (Ростехнадзор и др.).

Внесение необходимых изменений и дополнений в настоящую Программу осуществляется на основании соответствующих извещений в следующем порядке:

Извещения об изменениях и дополнениях, инициируемые, разрабатываются ПТО и утверждаются генеральным директором;

После утверждения извещения ПТО вносит необходимые изменения и дополнения по все учтенные экземпляры настоящей Программы.

Внесение изменений и дополнений в Программу производится посредством переиздания всей Программы или заменой отдельных листов, в которые вносятся изменения и дополнения, в порядке, аналогичном внесению изменений и дополнений в документы.

Необходимость знания настоящей Программы работниками ЗАО определяется в их должностных инструкциях в установленном порядке.

Настоящая Программа действует вплоть до особого распоряжения об ее отмене (соответствующего приказа генерального директора).

Настоящая Программа предъявляется заказчику (соответствующей АС) при заключении договора с ЗАО на выполнение работ и предоставление услуг.

Юридическая ответственность ЗАО за обеспечение качества выполняемых работ на АС определена Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и осуществляется в законодательном порядке на основе договорных отношений.

1. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

1.1. Руководствуясь в своей деятельности Федеральным законом Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", Уставом ЗАО, действующими Нормами и Правилами в области использования атомной энергии руководство за-являет, что будет стремиться к максимальной реализации настоящей политики по обеспечению качества выполняемых работ.

Руководство устанавливает, что обеспечение качества работ, выполняемых на атомных станциях, является высшим приоритетом в деятельности.

Руководство гарантирует выполнение требований Программы всеми руководителями и специалистами.

1.2 . Основные цели обеспечения качества:

Обеспечение качественного и своевременного выполнения работ;

Обеспечение контроля за качественным и своевременным выполнением работ.

1.3 . Основные задачи, направленные на достижение поставленных целей по обеспечению качества:

Создание условий эффективного управления качеством выполняемых работ в рамках общей структуры управления деятельностью;

Обеспечение гарантированной стабильности выполнения требований нормативной и технической документации при выполнении работ;

Установление требований к организационно-технической деятельности при выполнении работ.

1.4 . Основные методы решения поставленных задач:

Планирование и систематическое осуществление деятельности по обеспечению требуемого качества на всех этапах производственной деятельности;

Четкое распределение персональной ответственности руководителей и исполнителей за выполняемые работы;

Подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала в соответствии с требованиями должностных инструкций;

Формирование культуры безопасности персонала;

Создание эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;

Эффективное управление финансовыми, материально-техническими и людскими ресурсами;

Проведение систематических внутренних проверок (аудитов) выполнения требований Программы и оценка ее эффективности;

Анализ со стороны руководства выполнения принятой политики в области обеспечения качества и ее актуализации.

1.5. Для достижения поставленных целей по обеспечению качества руководство обязуется:

Выполнять работы на АС в полном соответствии с требованиями нормативных и технических документов;

Создавать необходимые условия, чтобы каждый работник выполнял качественно и своевременно свои обязанности, используя накопленный опыт, мастерство и знания;

Осуществлять выделение необходимых финансовых, материально-технических и людских ресурсов для выполнения работ в части обеспечения качества;

Периодически анализировать систему качества для убеждения в том, что она постоянно удовлетворяет принятой политике и достаточно эффективна;

Выполнять требования Программы;

Довести принятую политику до всего персонала.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АС И

2.1 . Основные документы, определяющие организационно-правовую форму.

2.1.1. является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках.

2.1.2. Основным документом, определяющим организационно-правовую форму является Устав

2.2. Распределение ответственности за обеспечение качества между организациями.

2.2.1. Взаимоотношения с эксплуатирующей организацией, генподрядчиком, субподрядчиками строятся на основе договоров.

Взаимодействие между эксплуатирующей организацией АС, Генподрядчиком и другими организациями, участвующими в работах на АС, по вопросам обеспечения качества регламентируется ПОКАС (О) и ПОКАС (Э).

2.2.2. Общую координацию работ на АС осуществляют Генподрядчик и эксплуатирующая организация АС на основе разработки планов и графиков выполняемых работ. принимает участие в разработке планов и графиков работ в части, касающейся проведения работ или ее субподрядными организациями.

2.2.3 . Распределение ответственности за обеспечение качества работ на АС между организациями реализуется через договорные отношения и эксплуатирующей организации АС или и Генподрядчика с одной стороны, и и субподрядных организаций, с другой стороны.

2.2.4 . С целью выполнения требований, установленных эксплуатирующей организацией АС или Генподрядчиком при выполнении работ на АС, разрабатывает необходимые организационно-технические мероприятия, направленные на:

Выполнение предусмотренных объемов работ (услуг) в установленные сроки;

Обеспечение необходимой нормативной и технической документацией.

При привлечении субподрядных организаций к выполнению разрешенных лицензией работ либо предоставлению услуг, :

Оценивает их способность обеспечить установленные требования по качеству выполняемых работ;

При заключении договоров с субподрядными организациями устанавливает требования к программам обеспечения качества этих организаций;

В процессе действия договоров проводит проверку выполнения субподрядными организациями программ обеспечения качества и оценивает их эффективность.

2.3 . Порядок распределения работ и взаимодействия подразделений при их выполнении.

2.3.1 . Схема организационной структуры по выполнению Программы приведена в Приложении 1 Программы.

2.3.2. Конкретное закрепление обязанностей и ответственности подразделений, руководителей и специалистов, а также их взаимодействие изложены в соответствующих положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях персонала и других организационно-распорядительных документах.

Генеральный директор отвечает за формирование и реализацию общей политики в области обеспечения качества, организацию взаимодействия с эксплуатирующей организацией АС, генподрядными и субподрядными организация-ми, за решение финансовых и организационно-технических вопросов производства; руководит кадровой политикой.

Основные обязанности и ответственность руководителей и специалистов, участвующих в работах на АС, приведены в соответствующих разделах Программы.

Подробное закрепление обязанностей и функций по руководству и обеспечению качества приведены в должностных инструкциях руководителей и специалистов.

2.4. Порядок планирования и анализа деятельности по обеспечению качества.

2.4.1. Планирование деятельности по обеспечению качества при выполнении работ включает в себя следующие вопросы:

Комплектование и подготовку персонала, чья деятельность оказывает влия-ние на обеспечение качества;

Подготовку и контроль документации, используемой при проведении работ и их контроле;

Организацию закупок, используемых при проведении работ оборудования, комплектующих изделий и материалов, и их контроль;

Организацию выполнения работ и предоставления услуг субподрядчиками и контроль этих работ и услуг;

Организацию обращения с оборудованием, комплектующими изделиями и материалами;

Контроль за выполнением процедур;

Техническое обслуживание и ремонт технических средств (оборудования, механизмов, инструментов и т.д.), используемых для выполнения работ;

Инспекционный контроль;

Контроль испытаний;

Метрологическое обеспечение производства;

Организацию обеспечения надежности;

Регистрацию результатов деятельности по обеспечению качества, учет и анализ, выявленных в ходе проведения работ несоответствий, и применение корректирующих мер;

Обеспечение эффективности действующих процедур по предупреждению возможных отклонений и несоответствий;

Проверку (аудиты) фактического состояния выполнения настоящей Про-граммы;

Оценку эффективности настоящей Программы.

2.4.2. Вопросы по обеспечению качества при выполнении работ включаются в годовой план работ по качеству.

2.4.3. Анализ деятельности по обеспечению качества при выполнении работ осуществляется в процессе проведения внутренних проверок (аудитов) настоящей Программы.

2.4.4. Ответственным за организацию планирования и анализ деятельности по обеспечению качества на АС является главный инженер.

Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).

Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.

При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.

Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.

Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.

Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:

  • Закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.;
  • Закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г.;
  • Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

Основными целями разработки выступают:

  • контроль качества товаров и услуг;
  • контроль за обеспечением безопасности на объекте;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • привлечение новых партнеров и инвесторов;
  • совершенствование общей системы менеджмента и контроля качества на предприятии.

В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.

Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».

Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.

Особенности разработки программы обеспечения качества.

Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.

Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.

Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.

Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.

Кому доверить разработку ПОК?

Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.

Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.

Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.

Требования к содержанию.

Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.

Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).

Для частных Программ также требуется указать:

  • область распространения (с учетом специфики деятельности, которую охватывает действие формируемого документа, и требований общей Программы)
  • основания для разработки;
  • перечень связующих элементов (при их наличии);
  • перечень дополнительных требований, предъявляемых к подрядчикам.

При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:

  • область применения системы качества;
  • перечень применяемых процедур;
  • данные полученного сертификата соответствия с указанием его срока действия.

Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.

В данный раздел могут войти такие данные, как:

  • область применения, в которой указывается перечень работ или услуг, на которые распространяется действие;
  • основания для составления;
  • требования, предъявляемые к системе качества привлекаемых к работам на объекте подрядных организаций;
  • распределение ответственности за организацию отдельных процедур, процессов и мероприятий;
  • используемые при формировании текста документа термины, определения, условные обозначения;
  • общие положения на которые ориентируется объект при определении собственной структуры контроля качества.

Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.

В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:

  • перечень действующих процедур;
  • порядок их учета, согласования, корректировки и хранения;
  • порядок ведения записей;
  • перечень применяемой нормативно-технической документации.
  • соблюдения требований законодательных норм и правил;
  • общего процесса проектирования;
  • корректировки сведений проектной документации.

В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:

  • выбор организаций, привлекаемых к работам на ОИАЭ;
  • анализ документации приобретаемого оборудования;
  • анализ полноты надзора и испытаний в отношении приобретаемого оборудования;
  • входной контроль и приемка оборудования и комплектующих.

Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.

Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.

Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.

Согласование программы обеспечения качества.

Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.

Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.

Ответственность.

В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.

В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.

Требования и рекомендации к частным программам обеспечения качества
  1. Общие требования к частным программам обеспечения качества

      Требования к частным программам разработаны на основе НП-090 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» с учетом РД ЭО 1.1.2.25.1077 «Требования к содержанию и порядок разработки Общей программы обеспечения качества атомной станции» и ТПРГ 1.2.6.9.0091 «Типовая Общая программа обеспечения качества для объекта использования атомной энергии ОАО «Концерн Росэнергоатом».

      Настоящие требования устанавливают цели, основные принципы, требования к структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения частных программ обеспечения качества на различных этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая лицензируемые виды деятельности Нововоронежской АЭС и обязательны для всех участников создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ОИАЭ Нововоронежской АЭС (в том числе поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков, субподрядчиков).

    1. Требования к техническому содержанию программ обеспечения качества сооружения объектов использования атомной энергии определены РД ЭО 1.1.2.25.0655.

    2. Структура программ обеспечения качества должна соответствовать требованиям НП-090 и настоящей ПОКАС(О). При необходимости допускается разработка дополнительных разделов, приложений. В то же время программа должна описывать все затронутые в НП-090 и настоящей программе вопросы. В случае отсутствия описания какой-либо деятельности при одобрении программ или проведении проверок должны быть даны необходимые обоснования и разъяснения и сделана запись о выявленном несоответствии.

    3. Эксплуатирующей организацией и организациями, осуществляющими деятельность, влияющую на безопасность ОИАЭ, на отдельных этапах жизненного цикла ОИАЭ и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии должны быть разработаны (пересмотрены) следующие основные частные ПОК:


  • ПОК(П) - программа обеспечения качества при проектировании ОИАЭ/АЭС/ блока АЭС;

  • ПОК(РУ) - программа обеспечения качества при разработке реакторной установки для ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОК(Р) - программа обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(И) - программа обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(С) - программа обеспечения качества при сооружении ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВЭ) - программа обеспечения качества при вводе в эксплуатацию ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОКАС(Э) - программа обеспечения качества при эксплуатации ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВвЭ) - программа обеспечения качества при выводе из эксплуатации ОИАЭ/блока АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ);

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО);

  • ПОКАС(Р) – частная программа обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • ПОКАС(И) – частная программа обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при использовании ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в защитной («горячей») камере блока №1 Нововоронежской АЭС.
Частную программу обеспечения качества при проектировании энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(П) разрабатывает генеральный проектировщик Нововоронежской АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при разработке реакторной установки для энергоблока №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(РУ) разрабатывает главный конструктор РУ – ОКБ «Гидропресс».

Частную программу обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(Р) разрабатывает предприятие – разработчик оборудования.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(И) разрабатывает предприятие – изготовитель оборудования.

Частную программу обеспечения качества при сооружении энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(С) разрабатывает генеральный подрядчик по строительству АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при вводе энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 в эксплуатацию ПОКАС(ВЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(Э) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частные программы обеспечения качества на этапах выводе из эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(ВвЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков ПОКАС(Р) Нововоронежской АЭС разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС разрабатывает ПОКАС(И) Нововоронежская АЭС.

Примечание - Требования к ПОК(ВП) не предусматриваются в настоящей версии ПОКАС(О), т.к. этап выбора площадки для Нововоронежской АЭС завершен.

Другие частные программы обеспечения качества на выполняемые работы и предоставляемые услуги, разрабатываются поставщиками этих работ и услуг, с учетом требований НП 090 и данной ПОКАС(О).

      1. Эксплуатирующая организация осуществляет согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации.

      2. Организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, должна осуществлять:


  • организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности своей частной ПОК;

  • согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения частных ПОК своих подрядных организаций.

        Допустимость разработки одной ПОК для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких ОИАЭ, на которых осуществляется указанная деятельность, а также допустимость разработки одной частной ПОК при проектировании (конструировании) и (или) при изготовлении ряда изделий, поставляемых на ОИАЭ, или при выполнении работ (предоставлении услуг) на различных ОИАЭ должна быть обоснована в соответствующей ПОК.

      1. Частная ПОК должна быть утверждена и введена в действие в организации до начала осуществления деятельности в области использования атомной энергии, на которую она распространяется, и должна устанавливать порядок ее пересмотра (не реже 1 раза в 5 лет) и внесения в нее необходимых изменений и дополнений.

      2. При функционировании в организации-разработчике ПОК системы менеджмента качества (СМК) или интегрированной системы менеджмента, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов, ПОК должна содержать краткую информацию о СМК (включая область ее применения, сведения о сертификате соответствия СМК установленным требованиям, сроке его действия, ссылки на документированные процедуры СМК, используемые при разработке и выполнении ПОК).

      3. Содержащиеся в ПОК организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества должны основываться на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

      4. Организация, выполняющая работы, на которые распространяется ПОК, разрабатывает ПОК с целью обеспечения уверенности в том, что работы удовлетворяют требованиям, установленным в технических регламентах, ФНП, проектной и конструкторской документации, технологической документации, эксплуатационной и ремонтной документации, общей ПОК для ОИАЭ, договоре (контракте), национальных стандартах, стандартах организаций, строительных нормах и правилах, а также в других нормативно-технических документах.

      5. Основная (содержательная) часть частных программ для каждого этапа жизненного цикла ОИАЭ (АЭС) должна содержать следующие разделы:

1) введение;

  • область применения;

  • нормативные ссылки;

  • термины и определения;

  • сокращения;
2) политика в области качества;

3) организационная деятельность;

4) управление персоналом;

5) управление документацией;

6) контроль проектирования (конструирования);

7) управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг;

8) производственная деятельность;

9) метрологическое обеспечение;

10) обеспечение качества программных средств и расчетных методик;

11) обеспечение надежности;

12) управление несоответствиями;

13) аудиты (проверки).

Состав и содержание разделов ПОК могут быть изменены (дополнены) в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации.

      1. В указанных разделах этих частных программ обеспечения качества должны быть приведены описания порядка выполнения соответствующей деятельности с учетом существующей организационной структуры, распределения обязанностей и ответственности между должностными лицами и подразделениями, действующей НД, установленным взаимоотношениям.

При этом по каждому разделу при описании порядка выполнения соответствующей деятельности необходимо приводить ссылки на документы (процедуры), использованные при разработке приведенных в ПОК мероприятий и применять сокращения, полное наименования которых приведены в соответствующем разделе (подразделе) или по тексту программы.

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ПО ВЫГРУЗКЕ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА "ЛЕПСЕ"


Дата введения 2001-06-04


УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госатомнадзора России от 04.06.2001 г. N 6


Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации Госатомнадзора России по разработке общей и частных программ обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок из птб "Лепсе" при реализации комплексного проекта утилизации "Лепсе", предусматривающего проведение выгрузки сборок, в том числе дефектных, из хранилища птб "Лепсе" с использованием специально изготовленного технологического оборудования.

Рекомендации конкретизируют применительно к указанной деятельности требования к программам обеспечения качества выполнения работ в хранилище ядерного топлива третьего класса безопасности, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах ядерной энергетики" (ПНАЭ Г-14-029-91) и "Требования к программе обеспечения качества эксплуатации атомного флота" (РД-31.20.24-94), дополняя эти требования применимыми в соответствии со спецификой указанной деятельности требованиями, установленными для атомных станций действующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Требования к программе обеспечения качества для АС" (НП-011-99) и "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР" (ПНАЭ Г-01-036-95). Рекомендации настоящего руководства также позволяют эксплуатирующей организации и организациям, выполняющим работы для эксплуатирующей организации и предоставляющим ей услуги, корректно учесть при разработке программы обеспечения качества требования введенного в действие регламента проведения обязательной сертификации оборудования и изделий отечественного и иностранного производства, имеющих отношение к безопасности. В приложениях к настоящему руководству представлены рекомендации, позволяющие выполнить разработку всех необходимых разделов программы обеспечения качества в соответствии с применимыми требованиями НП-011-99 , ПНАЭ Г-01-036-95 , РД-31.20.24-94.

Настоящее руководство выпускается впервые.

В его разработке принимали участие Агеев А.В., Арутюнян В.А., Лаухин Е.В., Плужников И.М. (Госатомнадзор России), Гордон Б.Г., Строганов А.А., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ).

В настоящем руководстве учтены замечания управлений центрального аппарата Госатомнадзора России, Северо-Европейского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, Минтранса России, эксплуатирующей организации ОАО "Мурманское морское пароходство", а также экспертов Норвежского агентства по радиационной безопасности, Шведского инспектората по ядерной и радиационной безопасности, МАГАТЭ и Великобритании.

Перечень сокращений

Перечень сокращений

Отработавшие тепловыделяющие сборки

Программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке OTBС из птб "Лепсе" при реализации комплексного проекта "Лепсе" (далее - Проект)

Общая программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества разработки (проектирования) установки (представляющей из себя комплекс оборудования) для выгрузки ОТВС из птб "Лепсе" (далее - установка)

Частная программа обеспечения качества разработки входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества изготовления входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества сооружения установки - монтажа и наладки входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества ввода в эксплуатацию установки

Частная программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" (эксплуатации установки), включающих: извлечение пеналов с ОТВС из танков хранилища "Лепсе", их сушку, помещение в чехлы и герметизацию чехлов, помещение чехлов в контейнеры, транспортирование контейнеров в определенные Проектом хранилища для временного хранения контейнеров с выгруженными из птб "Лепсе" ОТВС перед их транспортированием за пределы площадки эксплуатирующей организации

ПОК(ВвЭ)У

Частная программа обеспечения качества дезактивации и демонтажа оборудования, предназначенного для выгрузки ОТВС из птб "Лепсе", и при обращении с образованными вторичными радиоактивными отходами после завершения выгрузки ОТВС

Плавучая техническая база

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяются следующие термины и определения:

Качество - совокупность свойств и характеристик работ (услуг) или оборудования при выгрузке ОТВС из птб "Лепсе", определяющая пригодность результатов работ (услуг) или оборудования удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением этих работ (услуг) или оборудования.

Контроль качества - элемент деятельности по обеспечению качества, позволяющий определить, соответствует ли работа (услуга) и/или оборудование установленным требованиям.

Корректирующие меры - меры по устранению выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения.*

Несоответствие - невыполнение одного или нескольких установленных требований.*

________________

* Определение дано по НП-011-99

Обеспечение качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (далее - обеспечение качества) - планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на выполнение установленным образом всех работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе", влияющих на ядерную и радиационную безопасность, и соответствие их результатов установленным требованиям.

Общая программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта - программа обеспечения качества реализации Проекта эксплуатирующей организацией (ОАО "Мурманское морское пароходство"), организующая и координирующая деятельность эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги (РТП "Атомфлот", SGN и др.), в области обеспечения качества.

Пересмотр программы обеспечения качества - проверка ПОК в целях подтверждения ее соответствия установленным требованиям или возможного усовершенствования.

Политика в области обеспечения качества - основные направления и цели эксплуатирующей организации, реализующей Проект, или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, в области обеспечения качества в целях безопасности, установленные руководством эксплуатирующей организации или руководством организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги.

Проверка - систематический и независимый анализ, осуществляемый с целью оценки эффективности ПОК.

Программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта - документ (комплект документов), устанавливающий совокупность организационно-технических и других мероприятий по обеспечению качества, направленных на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности при реализации Проекта.

Процедура - документ (например, стандарт системы качества организации, производственная инструкция, методика, специальная программа), регламентирующий способы и порядок действий, обеспечивающих выполнение работ, важных для безопасности, а также порядок и способы контроля результатов этих работ.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 "Требования к программе обеспечения качества для АС".

Требования к качеству - установленные количественные и качественные значения свойств и характеристик работ (услуг) и (или) оборудования.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 .

Услуга - выполнение работ по отдельным этапам реализации Проекта.

Частная программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (далее - частная ПОК ) - ПОК работ (услуг) эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги на конкретном этапе работ по Проекту.

Эффективность ПОК - характеристика ПОК, определяющая степень достижения целей ПОК и заключающаяся в том, что цели ПОК, установленные руководством эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, достигнуты.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 .

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Руководство по безопасности "Требования к программе обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок при реализации комплексного проекта "Лепсе" (далее - Руководство) содержит рекомендации Госатомнадзора России эксплуатирующей организации ОАО "Мурманское морское пароходство", осуществляющей Проект, и организациям, выполняющим работы для эксплуатирующей организации и предоставляющим ей услуги, по разработке и реализации программы обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (ПОК).

1.2. Рекомендации настоящего Руководства с учетом специфики технологии работ и конструкции птб "Лепсе" конкретизируют требования к ПОК, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии ПНАЭ Г-14-029-91 "Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах ядерной энергетики" и руководящим документом РД-31.20.24-94 "Требования к программе обеспечения качества эксплуатации атомного флота", и дополняют их применимыми к деятельности по Проекту требованиями к ПОК, установленными федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для атомных станций НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР".

1.3. В случае, если эксплуатирующая организация, осуществляющая Проект, и (или) организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, используют иные способы и методы разработки и реализации ПОК, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве, они, согласно требованиям РД-03-42-97 "Система нормативных документов Госатомнадзора России", должны представить обоснование соответствия выбранных способов и методов разработки и реализации ПОК применимым требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии ПНАЭ Г-14-029-91, НП-011-99 , ПНАЭ Г-01-036-95 и РД-31.20.24-94.

1.4. В соответствии с требованиями НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 настоящее Руководство устанавливает цель ПОК и требования к составу, содержанию и реализации ПОК.

1.5. Настоящее Руководство распространяется на выгрузку ОТВС с птб "Лепсе" и осуществление аналогичных видов деятельности на других плавучих технических базах.

1.6. Настоящее Руководство предназначено для:

эксплуатирующей организации, осуществляющей реализацию Проекта (ОАО "Мурманское морское пароходство");

организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги (РТП "Атомфлот", SGN и др.).

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Целью ПОК является регламентация деятельности по обеспечению качества, направленной на достижение соответствия установленным принципам, критериям и требованиям обеспечения безопасности при реализации Проекта и осуществляемой эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги.

2.2. Объектами деятельности по обеспечению качества при реализации Проекта являются устройство и надежность систем (элементов), важных для безопасности при реализации Проекта, документация и различные виды работ, влияющие на обеспечение безопасности при реализации Проекта.

2.3. Осуществляемая в соответствии с ПОК деятельность по обеспечению качества должна гарантировать:

соответствие всех выполняемых работ и предоставляемых услуг при реализации Проекта, а также используемого специально изготовленного оборудования и оборудования серийного производства, важного для безопасности, требованиям нормативных документов;

соответствие (по завершению каждого из этапов работ по Проекту) всех конечных результатов указанных работ требованиям, установленным для этого этапа проектно-конструкторской документацией Проекта (включая заданное конечное состояние, в которое должна быть приведена птб "Лепсе" после завершения реализации Проекта);

своевременное выявление несоответствий качества - отступлений от требований к качеству работ (услуг) и оборудования, которые могут сделать качество работ (услуг) или оборудования неприемлемым с точки зрения требований ядерной и радиационной безопасности;

своевременное принятие заранее разработанных корректирующих мер по устранению выявленных несоответствий (отступлений) и предотвращению их повторения;

эффективный контроль качества выполнения всех работ и используемого оборудования на любом этапе реализации Проекта;

возможность на любом этапе реализации Проекта зафиксировать факт наступления ответственности за ненадлежащее выполнение ПОК, однозначно определить ответственную сторону (эксплуатирующую организацию или одну из организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги) и ответственное подразделение.

2.4. Эксплуатирующая организация, выполняющая Проект, на основе рекомендаций настоящего Руководства (детализирующих требования, установленные НП-011-99 , ПНАЭ Г-14-029-91, ПНАЭ Г-01-036-95 , РД-31.20.24-94) разрабатывает ПОК(О), которая должна:


определять политику эксплуатирующей организации в области обеспечения качества;

устанавливать требования к частным ПОК.

2.5. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги при реализации Проекта (подрядные организации), на основе рекомендаций настоящего Руководства и требований ПОК(О), реализуемых через договорные отношения, разрабатывают свои частные ПОК на конкретных этапах реализации Проекта, - ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У, которые должны:

соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

соответствовать политике эксплуатирующей организации в области обеспечения качества и требованиям к данным (конкретным) частным ПОК, установленным в ПОК(О) эксплуатирующей организацией;

устанавливать реализуемые через договорные отношения требования к частным ПОК субподрядных организаций (если такие предусмотрены организационной схемой реализации Проекта), выполняющим работы для подрядных организаций и предоставляющим им услуги.

2.6. Все субподрядные организации, участвующие в реализации Проекта, выполняющие работы для других субподрядных организаций и предоставляющие им услуги, на основе рекомендаций настоящего Руководства и реализуемых через договорные отношения требований соответствующих частных ПОК указанных выше субподрядных организаций разрабатывают свои частные ПОК выполнения отдельных работ на конкретных этапах реализации Проекта таким образом, чтобы все требования к частным ПОК, установленные в ПОК(О) эксплуатирующей организацией, были выполнены вне зависимости от количества участников цепи договоров подряда между эксплуатирующей организацией и субподрядными организациями.

2.7. При проектировании, сооружении (монтаже), вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации установки (представляющей из себя комплекс оборудования), а также при конструировании и изготовлении входящего в состав установки оборудования эксплуатирующая организация и организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны обеспечивать выполнение и совершенствование разработанных ПОК(О) и частных ПОК.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ПОК

3.1. Для реализации Проекта разрабатываются ПОК(О) и частные ПОК при:

разработке (проектировании) установки - ПОК(Р)У;

разработке входящего в состав установки оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, - ПОК(Р)О;

изготовлении входящего в состав установки оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, - ПОК(И)О;

сооружении установки - ПОК(С)У;

вводе в эксплуатацию установки - ПОК(ВЭ)У;

эксплуатации установки (обращение с ОТВС при их выгрузке, включая извлечение пеналов с ОТВС из танков хранилища птб "Лепсе", сушку пеналов, помещение их в чехлы и герметизацию чехлов, помещение чехлов в контейнеры, транспортирование контейнеров в определенные Проектом хранилища для временного хранения контейнеров с выгруженными из птб "Лепсе" ОТВС перед их транспортированием за пределы площадки эксплуатирующей организации) - ПОК(Э)У;

выводе из эксплуатации установки - ПОК(ВвЭ)У.

3.2. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги при реализации Проекта (подрядные организации), привлекающие к выполнению этих работ и (или) предоставлению услуг субподрядные организации, устанавливая на основе рекомендаций настоящего Руководства (применимых требований НП-011-99 , ПНАЭ-Г-01-036-95 , ПНАЭ Г-14-029-91, РД-31.20.24-94), требований ПОК(О) и требований частных ПОК - ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У необходимость разработки субподрядными организациями частных ПОК и требования к этим ПОК в соответствии с требованиями пунктов 2.5 и 2.6, тем самым определяют дополнительные требования к составу ПОК.

4. ФУНКЦИИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ДЛЯ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЙ УСЛУГИ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОК И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ ПОК

4.1. Эксплуатирующая организация обеспечивает организацию и координацию разработки и выполнения ПОК(О) и частных ПОК на всех этапах выполнения Проекта.

С этой целью эксплуатирующая организация:

осуществляет выбор организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги;

устанавливает требования к ПОК организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги;

проводит проверку ПОК организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги, на соответствие установленным требованиям;

контролирует и проводит внутренние проверки выполнения ПОК(О) и частных ПОК, относящихся к ее ответственности;

осуществляет сбор и анализ информации о качестве выполненных работ и предоставленных услуг;

осуществляет пересмотр ПОК(О).

4.2. Разработчик проекта установки разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(Р)У.

4.4.* Разработчики оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, разрабатывают, утверждают и выполняют ПОК(Р)О.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.5. Изготовители оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, разрабатывают, утверждают и выполняют ПОК(И)О.

4.6. Организация, осуществляющая сооружение и ввод в эксплуатацию установки, разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У.

4.7. Организация, осуществляющая эксплуатацию и последующий вывод из эксплуатации установки, разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У.

4.8. Эксплуатирующая организация, согласно утвержденным планам, проверяет на соответствие установленным требованиям ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У.

4.9. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги (подрядные организации), разрабатывают, утверждают и выполняют свои ПОК в зависимости от специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также осуществляют организацию и координацию разработки, проверку на соответствие установленным требованиям и проверку выполнения ПОК субподрядных организаций, выполняющих работы для упомянутых подрядных организаций и предоставляющих им услуги.

4.10. Эксплуатирующая организация и организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны разрабатывать процедуру оценки эффективности ПОК.

5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОК

5.1. ПОК всех участников реализации Проекта следует разрабатывать в соответствии с установленными настоящим Руководством рекомендациями к их содержанию (применимыми требованиями НП-011-99 , ПНАЭ-Г-01-036-95 , ПНАЭ Г-14-029-91, РД-31.20.24-94). Представленная в ПОК информация должна обеспечивать уверенность в том, что проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации установки ведутся должным образом и удовлетворяют установленным требованиям к обеспечению качества.

5.2. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , ПОК(О) должна содержать разделы согласно приложению 1 (обязательному) и требования к частным ПОК, которые должны реализовываться организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, в частных ПОК через договорные отношения с эксплуатирующей организацией.

5.3. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 , частные ПОК должны состоять из разделов, приведенных в приложении 1 (обязательном).

5.4. В ПОК, разрабатываемые эксплуатирующей организацией и (или) организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, допускается не включать разделы, освещающие вопросы обеспечения качества, деятельность в соответствии с которыми упомянутыми организациями не осуществляется.

5.5. В зависимости от специфики работ эксплуатирующая организация предусматривает разработку дополнительных разделов по сравнению с установленными в приложении 1 разделами ПОК.

5.6. В случае, если эксплуатирующая организация и (или) организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, внедрили систему качества согласно международным стандартам Международной Организации по Стандартизации серии ИСО 9000, что документально оформлено, соответствующая ПОК может содержать ссылки на соответствующие документы (процедуры, методики).

5.7. Для каждой из единиц оборудования или однородной партии изделий иностранного производства ПОК должна дополнительно содержать ссылки на документы, подтверждающие, что эксплуатирующей организацией, организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, или иными субподрядными организациями, участвующими в реализации Проекта, были выполнены требования РД-03-36-97 "Условия поставки импортного оборудования, изделий и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации".

6. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОК

6.1. ПОК вводится в действие соответствующим приказом по эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, и является стандартом.

Ввод в действие ПОК(О) и частных ПОК осуществляется до начала работ, регламентируемых в этих ПОК.

6.2. Методы обеспечения качества, устанавливаемые в ПОК, в соответствий с требованиями, приведенными в НП-011-99 , должны учитывать классификации оборудования, систем и технологий по влиянию на безопасность при реализации Проекта, определенные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

6.3. Содержание процедур, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций работников (персонала) устанавливается эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, при необходимости с учетом положений, касающихся обеспечения качества, приведенных в приложении 2 (рекомендуемом).

6.4. Эффективность ПОК(О) и частных ПОК должна определяться путем проведения проверок их выполнения.

6.5. В ПОК(О) и частных ПОК должен устанавливаться порядок внесения в них необходимых изменений и дополнений.

6.6. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , эксплуатирующая организация должна предусматривать проверку выполнения частных ПОК, разработанных организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны предусматривать проверку частных ПОК организаций, выполняющих для них работы и предоставляющих им услуги.

6.7. Эксплуатирующая организация, организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги (подрядные организации), а также субподрядные организации (если такие предусмотрены организационной схемой реализации Проекта), выполняющие работы для подрядных организаций и предоставляющие им услуги, должны проводить независимые внутренние проверки выполнения ПОК, их анализ и совершенствование.

7. ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАЦИИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ПРОЕКТЕ ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗДЕЛИЙ

7.1. Оборудование и изделия, включая импортируемые, используемые в Проекте и влияющие на безопасность, подлежат сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с установленным порядком проведения сертификации.

7.2. В проектную и конструкторскую документацию по Проекту (в том числе в техническое задание) должны быть включены технические условия (технические спецификации) на поставляемое оборудование и изделия, используемые в Проекте и влияющие на безопасность. Для указанного оборудования и изделий в эту документацию должны быть включены также перечни характеристик (параметров), влияющих на безопасность и подтверждаемых при проведении сертификации.

7.3. Для подлежащих сертификации оборудования или изделий ПОК должна содержать полный перечень нормативных или иных документов (государственных и отраслевых стандартов, технических условий, технических требований, иных документов), соответствие которым должно быть удостоверено сертификатами оборудования или изделий. Для оборудования или изделий, подлежащих сертификации на отдельные требования упомянутых документов, должны быть указаны разделы или пункты последних, содержащие требования к качеству, подлежащие подтверждению сертификатами соответствия.

7.4. Сертификаты соответствия подлежащего сертификации оборудования и изделий требованиям к качеству, установленным в проектной и конструкторской документации по Проекту, должны быть представлены изготовителями (поставщиками) оборудования и изделий в комплекте документов, поставляемых с этим оборудованием и изделиями.

7.5. Эксплуатирующая организация, организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, а также их субподрядные организации имеют право использовать оборудование и изделия, подлежащие сертификации, только при наличии сертификатов соответствия, выданных в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Оборудование и изделия, подлежащие сертификации и имеющие сертификаты соответствия, выданные в других Системах сертификации, могут быть использованы эксплуатирующей организацией, организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, а также их субподрядными организациями только при условии, что эти сертификаты признаны в соответствии с установленной процедурой в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). РАЗДЕЛЫ ПОК ПРИ ВЫГРУЗКЕ ОТВС ИЗ птб "ЛЕПСЕ"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)

В связи с тем, что в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, в государственных и отраслевых стандартах, международных руководствах и стандартах используются различные термины и определения, целесообразно при изложении информации в ПОК исходить из единого определения терминов, для чего рекомендуется в начале ПОК приводить используемые термины и их определения.

1. Политика в области обеспечения качества

В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , раздел должен содержать описание общей политики в области обеспечения качества, принятой эксплуатирующей организацией и (или) организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги при реализации Проекта или его конкретных этапов, и устанавливать:

приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

основные цели обеспечения качества;

задачи, направленные на достижение поставленных целей обеспечения качества, и методы их решения;

принятые на высшем управленческом уровне обязательства руководства организации - разработчика соответствующей ПОК осуществлять и постоянно проводить в жизнь ПОК.

Должно быть показано, что политика в области обеспечения качества непосредственно связана с основными направлениями деятельности эксплуатирующей организации и (или) организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги.

По каждому виду продукции или процессу в организации должны реализовываться программы качества, взаимосвязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие исполнение конкретных требований к товару, проекту или контракту.

Программа качества - документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.

При создании на предприятии системы качества одним из основных моментов является разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. При этом, необходимо адаптировать специфические рекомендаций ИСО к реальным условиям так, чтобы не нанести вред производству, а упорядочить и систематизировать используемые методы и документы по управлению качеством в соответствии с перечнем элементов, рекомендуемых ИСО. Для создания и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства соответствующий план-график с указанием конкретных исполнителей и сроков работ. Следует исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями, и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций, вся работа должна быть тщательно скоординирована и отлажена.

Для окончательного формирования документации системы качества требуется создание обобщающего документа, в котором должно быть представлено общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Руководство по качеству может представляться заказчикам при заключении контрактов, независимым экспертам - при проверках системы качества с целью ее сертификации. Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководства по качеству».

В «Руководстве по качеству» должна содержаться следующая информация:

краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции;

■ структура системы качества;

■ структура и функции службы качества;

■ сфера применения и статус Руководства;

■ политика предприятия в области качества;

■ распределение функций, ответственности и полномочий высших руководителей в области качества;

■ функции и элементы системы качества с указанием исполнителей и кратким изложением методов их выполнения.

Описание составляющих элементов «Руководства по качеству» желательно давать в той же последовательности, в какой они изложены в стандартах ИСО 9001, 9002, 9003-1994 г. или в стандарте ИСО 9001-2000 г. Это облегчит работу при представлений системы качества заказчикам, а также аудиторам при сертификации системы на соответствие стандартам ИСО 9000. Если же из-за особенностей предприятия в Руководстве по качеству невозможно соблюсти последовательность элементов по ИСО 9000, рекомендуется представить переходную таблицу с указанием соответствия номеров элементов стандарта ИСО и Руководства по качеству. В качестве иллюстративного материала в Руководстве необходимо привести структурную схему системы качества. В случае, если в организации разработана функциональная схема, ее также целесообразно включить в Руководство, что поможет показать не только «устройство», но и «работу» системы качества. После выполнения перечисленных этапов можно считать, что система качества разработана и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.

Необходимо помнить, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т. е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.



 


Читайте:



Что делать если на компе нету диска D?

Что делать если на компе нету диска D?

После инсталляции новой Windows 10 пользователь может столкнуться с ситуацией, когда в «Проводнике» отсутствует один из жёстких дисков, на котором...

Обзор Bluetooth-акустики JBL Flip3

Обзор Bluetooth-акустики JBL Flip3

Сегодня хочу рассказать о JBL Flip 3, бюджетной беспроводной колонке от компании JBL, которая известна своими акустическими системами. Вроде бы уже...

Подключаем и настраиваем интерактивное тв от ростелеком

Подключаем и настраиваем интерактивное тв от ростелеком

Поколение современных телевизоров с массой дополнительных опций позволяют смотреть фильмы и передачи в максимальном качестве. Провайдер РТК...

Как удалить свой аккаунт в инстаграме

Как удалить свой аккаунт в инстаграме

Кто-то проводит в них время с пользой, а кто-то просто убивает его просмотром ленты новостей. Социальная сеть Instagram не стала исключением....

feed-image RSS