Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лучшая программа распознания русской речи Распознавание речи оффлайн как отключить
- Как узнать VID, PID флешки и для чего служат эти идентификационные номера?
- Huawei P8Lite - Технические характеристики
- Как разблокировать телефон Xiaomi, если забыл пароль
- Apptools: как зарабатывать, играя
- Lenovo Vibe K5 Plus - Технические характеристики Характеристики звука и камеры
- Решили перейти с Windows на Mac?
- Как пользоваться гугл фото, обзор функций Google foto вход
- Платежная система Payza (ex-Alertpay) Payza вход в личный кабинет
- APK чем открыть и как редактировать?
Реклама
Семантическое ядро — как составить правильно? Давай напишем ядро! Создаем простейшее рабочее ядро операционной системы Семантическое ядро страницы. |
Давайте напишем простое ядро, которое можно загрузить при помощи бутлоадера GRUB x86-системы. Это ядро будет отображать сообщение на экране и ждать. Как загружается x86-система?Прежде чем мы начнём писать ядро, давайте разберёмся, как система загружается и передаёт управление ядру. В большей части регистров процессора при запуске уже находятся определённые значения. Регистр, указывающий на адрес инструкций (Instruction Pointer, EIP), хранит в себе адрес памяти, по которому лежит исполняемая процессором инструкция. EIP по умолчанию равен 0xFFFFFFF0 . Таким образом, x86-процессоры на аппаратном уровне начинают работу с адреса 0xFFFFFFF0. На самом деле это - последние 16 байт 32-битного адресного пространства. Этот адрес называется вектором перезагрузки (reset vector). Теперь карта памяти чипсета гарантирует, что 0xFFFFFFF0 принадлежит определённой части BIOS, не RAM. В это время BIOS копирует себя в RAM для более быстрого доступа. Адрес 0xFFFFFFF0 будет содержать лишь инструкцию перехода на адрес в памяти, где хранится копия BIOS. Так начинается исполнение кода BIOS. Сперва BIOS ищет устройство, с которого можно загрузиться, в предустановленном порядке. Ищется магическое число, определяющее, является ли устройство загрузочным (511-ый и 512-ый байты первого сектора должны равняться 0xAA55 ). Когда BIOS находит загрузочное устройство, она копирует содержимое первого сектора устройства в RAM, начиная с физического адреса 0x7c00 ; затем переходит на адрес и исполняет загруженный код. Этот код называется бутлоадером . Бутлоадер загружает ядро по физическому адресу 0x100000 . Этот адрес используется как стартовый во всех больших ядрах на x86-системах. Все x86-процессоры начинают работу в простом 16-битном режиме, называющимся реальным режимом . Бутлоадер GRUB переключает режим в 32-битный защищённый режим , устанавливая нижний бит регистра CR0 в 1 . Таким образом, ядро загружается в 32-битном защищённом режиме. Заметьте, что в случае с ядром Linux GRUB видит протоколы загрузки Linux и загружает ядро в реальном режиме. Ядро самостоятельно переключается в защищённый режим. Что нам нужно?
Задаём точку входа на ассемблереКак бы не хотелось ограничиться одним Си, что-то придётся писать на ассемблере. Мы напишем на нём небольшой файл, который будет служить исходной точкой для нашего ядра. Всё, что он будет делать - вызывать внешнюю функцию, написанную на Си, и останавливать поток программы. Как же нам сделать так, чтобы этот код обязательно был именно исходной точкой? Мы будем использовать скрипт-линковщик, который соединяет объектные файлы для создания конечного исполняемого файла. В этом скрипте мы явно укажем, что хотим загрузить данные по адресу 0x100000. Вот код на ассемблере: ;;kernel.asm bits 32 ;nasm directive - 32 bit section .text global start extern kmain ;kmain is defined in the c file start: cli ;block interrupts mov esp, stack_space ;set stack pointer call kmain hlt ;halt the CPU section .bss resb 8192 ;8KB for stack stack_space: Первая инструкция, bits 32 , не является x86-ассемблерной инструкцией. Это директива ассемблеру NASM, задающая генерацию кода для процессора, работающего в 32-битном режиме. В нашем случае это не обязательно, но вообще полезно. Со второй строки начинается секция с кодом. global - это ещё одна директива NASM, делающая символы исходного кода глобальными. Таким образом, линковщик знает, где находится символ start - наша точка входа. kmain - это функция, которая будет определена в файле kernel.c . extern значит, что функция объявлена где-то в другом месте. Затем идёт функция start , вызывающая функцию kmain и останавливающая процессор инструкцией hlt . Именно поэтому мы заранее отключаем прерывания инструкцией cli . В идеале нам нужно выделить немного памяти и указать на неё указателем стека (esp). Однако, похоже, что GRUB уже сделал это за нас. Тем не менее, вы всё равно выделим немного места в секции BSS и переместим на её начало указатель стека. Мы используем инструкцию resb , которая резервирует указанное число байт. Сразу перед вызовом kmain указатель стека (esp) устанавливается на нужное место инструкцией mov . Ядро на СиВ kernel.asm мы совершили вызов функции kmain() . Таким образом, наш “сишный” код должен начать исполнение с kmain() : /* * kernel.c */ void kmain(void) { const char *str = "my first kernel"; char *vidptr = (char*)0xb8000; //video mem begins here. unsigned int i = 0; unsigned int j = 0; /* this loops clears the screen * there are 25 lines each of 80 columns; each element takes 2 bytes */ while(j < 80 * 25 * 2) { /* blank character */ vidptr[j] = " "; /* attribute-byte - light grey on black screen */ vidptr = 0x07; j = j + 2; } j = 0; /* this loop writes the string to video memory */ while(str[j] != "\0") { /* the character"s ascii */ vidptr[i] = str[j]; /* attribute-byte: give character black bg and light grey fg */ vidptr = 0x07; ++j; i = i + 2; } return; } Всё, что сделает наше ядро - очистит экран и выведет строку “my first kernel”. Сперва мы создаём указатель vidptr , который указывает на адрес 0xb8000 . С этого адреса в защищённом режиме начинается “видеопамять”. Для вывода текста на экран мы резервируем 25 строк по 80 ASCII-символов, начиная с 0xb8000. Каждый символ отображается не привычными 8 битами, а 16. В первом байте хранится сам символ, а во втором - attribute-byte . Он описывает форматирование символа, например, его цвет. Для вывода символа s зелёного цвета на чёрном фоне мы запишем этот символ в первый байт и значение 0x02 во второй. 0 означает чёрный фон, 2 - зелёный цвет текста. Вот таблица цветов: 0 - Black, 1 - Blue, 2 - Green, 3 - Cyan, 4 - Red, 5 - Magenta, 6 - Brown, 7 - Light Grey, 8 - Dark Grey, 9 - Light Blue, 10/a - Light Green, 11/b - Light Cyan, 12/c - Light Red, 13/d - Light Magenta, 14/e - Light Brown, 15/f – White. В нашем ядре мы будем использовать светло-серый текст на чёрном фоне, поэтому наш байт-атрибут будет иметь значение 0x07. В первом цикле программа выводит пустой символ по всей зоне 80×25. Это очистит экран. В следующем цикле в “видеопамять” записываются символы из нуль-терминированной строки “my first kernel” с байтом-атрибутом, равным 0x07. Это выведет строку на экран. Связующая частьМы должны собрать kernel.asm в объектный файл, используя NASM; затем при помощи GCC скомпилировать kernel.c в ещё один объектный файл. Затем их нужно присоединить к исполняемому загрузочному ядру. Для этого мы будем использовать связывающий скрипт, который передаётся ld в качестве аргумента. /* * link.ld */ OUTPUT_FORMAT(elf32-i386) ENTRY(start) SECTIONS { . = 0x100000; .text: { *(.text) } .data: { *(.data) } .bss: { *(.bss) } } Сперва мы зададим формат вывода как 32-битный Executable and Linkable Format (ELF). ELF - это стандарный формат бинарных файлов Unix-систем архитектуры x86. ENTRY принимает один аргумент, определяющий имя символа, являющегося точкой входа. SECTIONS - это самая важная часть. В ней определяется разметка нашего исполняемого файла. Мы определяем, как должны соединяться разные секции и где их разместить. В скобках после SECTIONS точка (.) отображает счётчик положения, по умолчанию равный 0x0. Его можно изменить, что мы и делаем. Смотрим на следующую строку: .text: { *(.text) } . Звёздочка (*) - это специальный символ, совпадающий с любым именем файла. Выражение *(.text) означает все секции.text из всех входных файлов. Таким образом, линковщик соединяет все секции кода объектных файлов в одну секцию исполняемого файла по адресу в счётчике положения (0x100000). После этого значение счётчика станет равным 0x100000 + размер полученной секции. Аналогично всё происходит и с другим секциями. Grub и MultibootТеперь все файлы готовы к созданию ядра. Но остался ещё один шаг. Существует стандарт загрузки x86-ядер с использованием бутлоадера, называющийся Multiboot specification . GRUB загрузит наше ядро, только если оно удовлетворяет этим спецификациям . Следуя им, ядро должно содержать заголовок в своих первых 8 килобайтах. Кроме того, этот заголовок должен содержать 3 поля, являющихся 4 байтами:
Наш kernel.asm станет таким: ;;kernel.asm ;nasm directive - 32 bit bits 32 section .text ;multiboot spec align 4 dd 0x1BADB002 ;magic dd 0x00 ;flags dd - (0x1BADB002 + 0x00) ;checksum. m+f+c should be zero global start extern kmain ;kmain is defined in the c file start: cli ;block interrupts mov esp, stack_space ;set stack pointer call kmain hlt ;halt the CPU section .bss resb 8192 ;8KB for stack stack_space: Строим ядроТеперь мы создадим объектные файлы из kernel.asm и kernel.c и свяжем их, используя наш скрипт. Nasm -f elf32 kernel.asm -o kasm.o Эта строка запустит ассемблер для создания объектного файла kasm.o в формате ELF-32. Gcc -m32 -c kernel.c -o kc.o Опция “-c” гарантирует, что после компиляции не произойдёт скрытого линкования. Ld -m elf_i386 -T link.ld -o kernel kasm.o kc.o Это запустит линковщик с нашим скриптом и создаст исполняемый файл, называющийся kernel . Настраиваем grub и запускаем ядроGRUB требует, чтобы имя ядра удовлетворяло шаблону kernel- Теперь поместите его в директорию /boot . Для этого понадобятся права суперпользователя. В конфигурационном файле GRUB grub.cfg добавьте следующее: Title myKernel root (hd0,0) kernel /boot/kernel-701 ro Не забудьте убрать директиву hiddenmenu , если она есть. Перезагрузите компьютер, и вы увидите список ядер с вашим в том числе. Выберите его, и вы увидите: Это ваше ядро! В добавим систему ввода / вывода. P.S.
Семантическое ядро — это страшное название, которое придумали SEOшники для обозначения довольно простой вещи. Нам надо просто подобрать ключевые запросы, по которым мы будем продвигать наш сайт. И в этой статье я покажу вам, как правильно составить семантическое ядро, чтобы ваш сайт побыстрее вышел в ТОП, а не топтался месяцами на месте. Тут тоже есть свои «секретики». И прежде чем мы перейдем к составлению СЯ, давайте разберем, что это такое, и к чему мы в итоге должны прийти. Что такое семантическое ядро простыми словамиКак это ни странно, но семантическое ядро — это обычный excel файл, в котором списком представлены ключевые запросы, по которым вы (или ваш копирайтер) будете писать статьи для сайта. Вот как, например, выглядит мое семантическое ядро: Зеленым цветом у меня помечены те ключевые запросы, по которым я уже написал статьи. Желтым — те, которым статьи собираюсь написать в ближайшее время. А бесцветные ячейки — это значит, что до этих запросов дело дойдет немного позже. Для каждого ключевого запроса у меня определена частотность, конкурентность, и придуман «цепляющий» заголовок. Вот примерно такой же файл должен получиться и у вас. Сейчас у меня СЯ состоит из 150 ключевиков. Это значит, что я обеспечен «материалом» минимум на 5 месяцев вперед (если даже буду писать по одной статье в день). Чуть ниже мы поговорим о том, к чему вам готовиться, если вы вдруг решите заказать сбор семантического ядра у специалистов. Здесь скажу кратко — вам дадут такой же список, но только на тысячи «ключей». Однако, в СЯ важно не количество, а качество. И мы с вами будем ориентироваться именно на это. Зачем вообще нужно семантическое ядро?А в самом деле, зачем нам эти мучения? Можно же, в конце концов, просто так писать качественные статьи, и привлекать этим аудиторию, правильно? Да, писать можно, а вот привлекать не получится. Главная ошибка 90% блогеров — это как раз написание просто качественных статей. Я не шучу, у них реально интересные и полезные материалы. Вот только поисковые системы об этом не знают. Они же не экстрасенсы, а всего лишь роботы. Соответственно они и не ставят вашу статью в ТОП. Здесь есть еще один тонкий момент с заголовком. Например, у вас есть очень качественная статья на тему «Как правильно вести бизнес в «мордокниге». Там вы очень подробно и профессионально расписываете все про фейсбук. В том числе и то, как там продвигать сообщества. Ваша статья — самая качественная, полезная и интересная в интернете на эту тему. Никто и рядом с вами не валялся. Но вам это все равно не поможет. Почему качественные статьи вылетают из ТОПаПредставьте, что на ваш сайт зашел не робот, а живой проверяльщик (асессор) с Яндекса. Он понял, что у вас самая классная статья. И рукам поставил вас на первое место в выдаче по запросу «Продвижение сообщества в фейсбук». Знаете, что произойдет дальше? Вы оттуда все равно очень скоро вылетите. Потому что по вашей статье, даже на первом месте, никто не будет кликать. Люди вводят запрос «Продвижение сообщества в фейсбук», а у вас заголовок — «Как правильно вести бизнес в «мордокниге». Оригинально, свежо, забавно, но… не под запрос. Люди хотят видеть именно то, что они искали, а не ваш креатив. Соответственно, ваша статья будет вхолостую занимать место в ТОП выдачи. И живой асессор, горячий поклонник вашего творчества, может сколько угодно умолять начальство оставить вас хотя бы в ТОП-10. Но не поможет. Все первые места займут пустые, как шелуха от семечек, статейки, которые друг у друга переписали вчерашние школьники. Зато у этих статей будет правильный «релевантный» заголовок — «Продвижение сообщества в фейсбук с нуля» (по шагам, за 5 шагов, от А до Я, бесплатно и пр.) Обидно? Еще бы. Ну так боритесь против несправедливости. Давайте составим грамотное семантическое ядро, чтобы ваши статьи занимали заслуженные первые места. Еще одна причина начать составлять СЯ прямо сейчасЕсть еще одна вещь, о которой почему-то люди мало задумываются. Вам надо писать статьи часто — как минимум каждую неделю, а лучше 2-3 раза в неделю, чтобы набрать побольше трафика и побыстрее. Все это знают, но почти никто этого не делает. А все потому, что у них «творческий застой», «никак не могут себя заставить», «просто лень». А на самом деле вся проблема именно в отсутствие конкретного семантического ядра. Я ввел в поле поиска один из своих базовых ключей — «smm», и Яндекс тут же выдал мне с десяток подсказок, что еще может быть интересно людям, которым интересно «smm». Мне остается только скопировать эти ключи в блокнотик. Потом я точно так же проверю каждый из них, и соберу подсказки еще и по ним. После первого этапа сбора СЯ у вас должен получиться текстовый документ, в котором будет 10-30 широких базовых ключей, с которыми мы и будем работать дальше. Шаг #2 — Парсинг базовых ключей в SlovoEBКонечно, если вы напишите статью под запрос «вебинар» или «smm», то чуда не произойдет. Вы никогда не сможете выйти в ТОП по такому широкому запросу. Нам надо разбить базовый ключ на множество мелких запросов по этой теме. И делать это мы будем с помощью специальной программы. Я использую KeyCollector, но он платный. Вы можете воспользоваться бесплатным аналогом — программой SlovoEB. Скачать её вы можете с официального сайта. Самое сложное в работе с этой программой — это её правильно настроить. Как правильно настроить и использовать Словоеб я показываю . Но в той статье я упор делаю на подбор ключей для Яндекс-Директа. А тут давайте по шагам посмотрим особенности использования это программы для составления семантического ядра под SEO. Сначала создаем новый проект, и называем его по тому широкому ключу, который хотите парсить. Я обычно даю такое же название проекту, как и мой базовый ключ, чтобы потом не запутаться. И да, предупрежу вас еще от одной ошибки. Не пытайтесь парсить все базовые ключи одновременно. Вам потом будет очень сложно отфильтровать «пустые» ключевые запросы от золотых крупиц. Давайте парсить по одному ключу. После создания проекта — проводим базовую операцию. То есть мы собственно парсим ключ через Яндекс Вордстат. Для этого нажмите на кнопку «Ворстат» в интерфейсе программы, впишите ваш базовый ключ, и нажмите «Начать сбор». Для примера, давайте распарсим базовый ключ для моего блога «контекстная реклама». После этого запустится процесс, и через некоторое время программа нам выдаст результат — до 2000 ключевых запросов, в которых содержится «контекстная реклама». Так же рядом с каждым запросом будет стоять «грязная» частотность — сколько раз этот ключ (+ его словоформы и хвосты) искали в месяц через яндекс. Но не советую делать никаких выводов из этих цифр. Шаг #3 — Сбор точной частотности для ключейГрязная частотность нам ничего не покажет. Если вы будете на неё ориентироваться, то не удивляйтесь потом, когда ваш ключ на 1000 запросов не приносит ни одного клика в месяц. Нам надо выявить чистую частотность. И для этого мы сначала выделяем все найденные ключи галочками, а потом нажимаем на кнопочку «Яндекс Директ» и снова запускаем процесс. Теперь Словоеб будет нам искать точную частоту запроса в месяц для каждого ключа. Теперь у нас есть объективная картина — сколько раз какой запрос вводили пользователи интернета за последний месяц. Предлагаю теперь сгруппировать все ключевые запросы по частотности, чтобы с ними было удобнее работать. Для этого нажимаем на значок «фильтр» в столбце «Частота «!» », и указываем — отфильтровать ключи со значением «меньше или равно 10». Теперь программа покажет вам только те запросы, частотность которых меньше или равна значению «10». Эти запросы вы можете удалить или скопировать на будущее в другую группу ключевых запросов. Меньше 10 — это очень мало. Писать статьи под эти запросы — пустая трата времени. Сейчас нам надо выбрать те ключевые запросы, которые принесут нам более или менее хороший трафик. И для этого нам надо выяснить еще один параметр — уровень конкурентности запроса. Шаг #4 — Проверка конкурентности запросовВсе «ключи» в этом мире делятся на 3 типа: высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ), низкочастотные (НЧ). А еще они могут быть выосококонкурнетными (ВК), среднеконкурентными (СК) и низкоконкурентными (НК). Как правило, ВЧ запросы являются одновременно и ВК. То есть если запрос часто ищут в интернете, то и сайтов, которые хотят по нему продвигаться — очень много. Но это не всегда так, бывают счастливые исключения. Искусство составления семантического ядра как раз и заключается в том, чтобы найти такие запросы, которые имеют высокую частотность, а уровень конкуренции у них низкий. Вручную определить уровень конкуренции очень сложно. Можно ориентироваться на такие показатели, как количество главных страниц в ТОП-10, длина и качество текстов. уровень траста и тиц сайтов в ТОП выдачи по запросу. Все это даст вам некоторое представление о том, насколько жесткая борьба за позиции для этого конкретного запроса. Но я рекомендую вам воспользоваться сервисом Мутаген . Он учитывает все парметры, о которых я сказал выше, плюс еще с десяток, о которых ни вы, ни я наверное даже не слышали. После анализа сервис выдает точное значение — какой уровень конкуренции у данного запроса. Здесь я проверил запрос «настройка контекстной рекламы в google adwords». Мутаген показал нам, что у этого ключа конкурентность «более 25» — это максимальное значение, которое он показывает. А просмотров у этого запроса всего 11 в месяц. Значит нам он точно не подходит. Мы можем скопировать все ключи, которые подобрали в Словоеб, и сделать массовую проверку в Мутаген. После этого нам останется только просмотреть список и взять те запросы, у которых много запросов и низкий уровень конкуренции. Мутаген — это платный сервис. Но 10 проверок в сутки вы можете сделать бесплатно. Кроме того, стоимость проверки очень низкая. За все время работы с ним я еще не истратил и 300 рублей. Кстати, на счет уровня конкуренции. Если у вас молодой сайт, то лучше выбирать запросы с уровнем конкуренции 3-5. А если вы раскручиваетесь уже более года, то можно брать и 10-15. Кстати, на счет частотности запросов. Нам сейчас надо сделать заключительный шаг, который позволит вам привлекать достаточно много трафика даже по низкочастотным запросам. Шаг #5 — Сбор «хвостов» для выбранных ключейКак уже много раз было доказано и проверено, основной объем трафика ваш сайт будет получать не от основных ключей, а от так называемых «хвостов». Это когда человек вводит в поисковую строку странные ключевые запросы, с частотностью 1-2 в месяц, но таких запросов очень много. Чтобы увидеть «хвост» — просто зайдите в Яндекс и введите выбранный вами ключевой запрос в строку поиска. Вот что вы примерно увидите. Теперь вам надо просто выписать эти дополнительные слова в отдельный документ, и использовать их в своей статье. При чем не надо ставить их всегда рядом с основным ключом. Иначе поисковые системы увидят «переоптимизацию» и ваши статьи упадут в выдаче. Просто используйте их в разных местах вашей статьи, и тогда вы будете получать дополнительный трафик еще и по ним. Еще бы я вам рекомендовал постараться использовать как можно больше словоформ и синонимов для вашего основного ключевого запроса. Например, у нас есть запрос — «Настройка контекстной рекламы». Вот как можно его переформулировать:
Никогда не знаешь, как именно люди будут искать информацию. Добавьте все эти дополнительные слова к себе в семантическое ядро, и используйте при написании текстов. Вот так, мы собираем список из 100 — 150 ключевых запросов. Если вы составляете семантическое ядро впервые, то у вас может уйти на это несколько недель. А может ну его, глаза ломать? Может есть возможность делегировать составления СЯ специалистам, которые сделают это лучше и быстрее? Да, такие специалисты есть, но пользоваться их услугами нужно не всегда. Стоит ли заказывать СЯ у специалистов?По большому счету специалисты по составлению семантического ядра сделают вам только шаги 1 — 3 из нашей схемы. Иногда, за большую дополнительную плату, сделают и шаги 4-5 — (сбор хвостов и проверку конкурентности запросов). После этого они выдадут вам несколько тысяч ключевых запросов, с которыми вам дальше надо будет работать. И вопрос тут в том, собираетесь ли вы писать статьи самостоятельно, или наймете для этого копирайтеров. Если вы хотите делать упор на качество, а не на количество — то надо писать самим. Но тогда вам будет недостаточно просто получить список ключей. Вам надо будет выбрать те темы, в которых вы разбираетесь достаточно хорошо, чтобы написать качественную статью. И вот тут встает вопрос — а зачем тогда собственно нужны специалисты по СЯ? Согласитесь, распарсить базовый ключ и собрать точные частотности (шаги #1-3) — это совсем не сложно. У вас уйдет на это буквально полчаса времени. Самое сложное — это именно выбрать ВЧ запросы, у которых низкая конкуренция. А теперь еще, как выясняется, надо ВЧ-НК, на которые вы можете написать хорошую статью. Вот именно это займет у вас 99% времени работы над семантическим ядром. И этого вам не сделает ни один специалист. Ну и стОит ли тратиться на заказ таких услуг? Когда услуги специалистов по СЯ полезныДругое дело, если вы изначально планируете привлекать копирайтеров. Тогда вам необязательно разбираться в теме запроса. Копирайтеры ваши тоже не будут в ней разбираться. Они просто возьмут несколько статей по этой теме, и скомпилируют из них «свой» текст. Такие статьи будут пустыми, убогими, почти бесполезными. Но их будет много. Самостоятельно вы сможете писать максимум 2-3 качественные статьи в неделю. А армия копирайтеров обеспечит вам 2-3 говнотекста в день. При этом они будут оптимизированы под запросы, а значит будут привлекать какой-то трафик. В этом случае — да, спокойно нанимайте специалистов по СЯ. Пусть они вам еще и ТЗ для копирайтеров составят заодно. Но сами понимаете, это тоже будет стоить отдельных денег. РезюмеДавайте еще раз пробежимся по основным мыслям в статье для закрепления информации.
Надеюсь, эта инструкция была вам полезна. Сохраняйте её в избранное, чтобы не потерять, и поделитесь с друзьями. Не забудьте скачать мою книгу . Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет =) До скорого! Ваш Дмитрий Новосёлов Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена тому, как правильно собрать семантическое ядро (СЯ). Если вы занимаетесь SEO-продвижением в Google и Яндекс, хотите увеличить естественный трафик, повысить посещаемость и продажи сайта – этот материал для вас. Чтобы докопаться до истины, мы изучим тему от «А до Я»: В заключение рассмотрим общие правила для составления СЯ. Итак, давайте приступим! Семантическое ядро: что это и какие бывают запросыСемантическое ядро сайта (известное еще как «смысловое ядро») – это набор слов и словосочетаний, который точно соответствует структуре и тематике ресурса. Проще говоря, это те запросы, по которым пользователи могут найти сайт в Интернете. Именно правильное семантическое ядро дает поисковым системам и аудитории полную картину об информации, представленной на ресурсе. Например, если компания продает готовые открытки, то семантическое ядро должно включать такие запросы: «купить открытку», «открытка цена», «открытка на заказ» и подобные. Но не: «как сделать открытку», «открытка своими руками», «самодельные открытки». Интересно узнать: LSI-копирайтинг. Заменит ли методика SEO? Классификация запросов по частотности:
Важно отметить, что четких, отделяющих ВЧ от СЯ и НЧ, границ не существует, т. к. они варьируются в зависимости от тематики. К примеру, для запроса «оригами», ВЧ показатель 600 тыс. показов в месяц, а для «косметика» – 3,5 млн. Если обратиться к анатомии ключа, то ВЧ состоит только из тела, СЧ и НЧ дополнены спецификатором и «хвостиком». При формировании семантического ядра нужно использовать все виды частотности, но в разных пропорциях: минимум ВЧ, максимум НЧ и среднее количество СЧ. Чтобы стало понятнее, проведем аналогию с деревом. Ствол – это самый главный запрос, на котором все держится. Толстые ветви, расположенные ближе к стволу, – среднечастотные ключи, также пользующиеся популярностью, но не такой, как ВЧ. Тонкие веточки являются низкочастотными словами, которые тоже используются для поиска нужного товара/услуги, но редко. Разделение ключей по конкурентности:
Данный критерий показывает, сколько веб-ресурсов использует данный запрос для продвижения. Здесь все просто: чем выше конкурентность ключа – тем сложнее пробиться и удержаться с ним в топ-10. Низкоконкурентные также не стоят внимания, так как являются малопулярными в сети. Идеальный вариант – продвигаться по СК запросам, с которыми реально занять первые места в стабильной бизнес-сфере. Классификация запросов согласно потребностям пользователей:
Остальные ключевики, когда сложно понять намерение пользователя, относят в группу «Прочие» (например, просто слово «открытка» вызывает массу вопросов: «Купить? Сделать? Нарисовать?»). Зачем сайту нужно семантическое ядро?Сбор семантического ядра – это кропотливый труд, требующий много времени, сил и терпения. Составить правильное СЯ, которое будет работать, в «два счета» не получится. Здесь возникает вполне резонный вопрос: стоит ли вообще тратить усилия на подбор семантического ядра для сайта? Если вы хотите, чтобы ваш интернет-проект пользовался популярностью, постоянно увеличивал клиентскую базу и, соответственно, повышал прибыль компании, – ответ однозначный: «ДА». Потому что сбор семантического ядра помогает:
Как еще можно использовать семантическое ядро? Для составления правильного контент-плана . Грамотно собранные ключи подскажут темы для текстов и постов, которые интересуют вашу целевую аудиторию. Вывод . Без СЯ создать интересный, популярный и рентабельный интернет-проект практически НЕВОЗМОЖНО. Материал в тему: Подготовка к сбору семантического ядра для сайтаПеред тем как создать семантическое ядро сайта, нужно выполнить следующие действия: I. Изучить деятельность компании («мозговой штурм»)Здесь важно выписать ВСЕ услуги и товары, которые предлагает организация. Например, чтобы собрать семантическое ядро для интернет-магазина мебели, можно использовать такие запросы: диван, кресло, кровать, прихожая, тумба + реставрация, ремонт. Здесь главное – ничего не упустить и не добавить лишнего. Только актуальная информация, т.е. если компания не продает пуфы и не ремонтирует мебель, эти запросы не нужны. Кроме мозгового штурма, можно воспользоваться сервисами Google Analytics и Yandex.Metrika (рис. 1) или личными кабинетами в Google Search Console и Вебмастер Яндекс (рис. 2). Они подскажут, какие запросы наиболее популярны у вашей целевой аудитории. Такая помощь доступна только уже работающим сайтам. Тексты в помощь:
II. Для анализа семантического ядра сайта-конкурента:
Еще один эффективный способ расширения семантического ядра – использовать синонимы. Пользователи по-разному могут искать один и тот же товар или услугу, поэтому важно включить в СЯ все альтернативные ключи. В поиске синонимов помогут подсказки в Google и Яндекс. Совет . Если сайт информационный, сначала нужно подобрать запросы, которые являются главными для данного ресурса и по которым планируется продвижение. А затем – сезонные. Например, для веб-проекта о модных тенденциях в одежде ключевыми будут запросы: мода, женская, мужская, детская. А, так сказать, «сезонными» – осень, зима, весна и др. Как собрать семантическое ядро: подробная инструкцияОпределившись со списком запросов для вашего сайта, можно приступать к сбору семантического ядра. Это можно сделать: I. БЕСПЛАТНО, используя: Wordstat YandexЯндекс Вордстат – очень популярный онлайн-сервис, с помощью которого можно:
Большой недостаток: «выгружать» ключи придется вручную. Но если установить расширение Yandex Wordstat Assistant, работа с семантическим ядром ускорится в разы (актуально для браузера Opera). Пользоваться просто: нажимаем на «+» возле нужного ключа или кликаем «добавить все». Запросы автоматически перебрасываются в список расширения. После сбора СЯ нужно перенести его в редактор таблиц и обработать. Важные плюсы программы: проверка на дубли, сортировка (алфавит, частотность, добавление), возможность дописать ключи вручную. Пошаговая инструкция, как пользоваться сервисом, дана в статье: Яндекс. Вордстат (Wordstat): как собрать ключевые запросы? Google AdsПланировщик ключевых слов от Гугл, позволяющий бесплатно подобрать семантическое ядро онлайн. Сервис находит ключевики, основываясь на запросах пользователей поисковой системы Google. Для работы необходимо иметь аккаунт в Гугл. Сервис предлагает:
Для сбора семантического ядра нужно ввести запрос, выбрав место расположения и язык. Программа показывает среднее число запросов в месяц и уровень конкуренции. Также есть сведения о показах объявлений и ставке для демонстрации объявления вверху страницы. При необходимости, можно установить фильтр по конкуренции, средней позиции и другим критериям. Также возможно запросить отчет (пошаговую инструкцию, как его сделать, показывает программа). Чтобы изучить прогнозирование трафика, достаточно ввести запрос или набор ключей в окошко «Посмотрите количество запросов и прогнозы». Информация поможет определить эффективность СЯ при заданном бюджете и ставке. К «минусам» сервиса можно отнести следующее: нет точной частотности (только средняя за месяц); не показывает зашифрованные ключи Яндекса и скрывает некоторые из Google. Зато определяет конкурентность и позволяет экспортировать ключевики в формате Excel. SlovoEBЭто бесплатная версия программы Key Collector, которая обладает массой полезных функций:
Для пользования сервисом достаточно внести данные аккаунта в «Директ» (логин и пароль). Хотите узнать больше – читайте статью: Slovoeb (Словоеб). Азы и инструкция по применению БуквариксПростая в использовании и бесплатная программа для сбора семантического ядра, база которой насчитывает более 2 млрд. запросов. Отличается оперативной работой, а также полезными возможностями:
Единственный важный недостаток для установочной программы – большой «вес» (в заархивированном формате ≈ 28 Гб, в распакованном ≈ 100 Гб). Но есть альтернатива – подбор СЯ онлайн. II. ПЛАТНО с помощью программ: База Максима ПастуховаРусский сервис, в котором собрана база из более 1,6 миллиарда ключевиков с данными Yandex WordStat и Директ, а также английская, содержащая больше 600 млн слов. Работает онлайн, помогает не только в создании семантического ядра, но также в запуске рекламной кампании в Яндекс.Директ. Самым главным и немаловажным его недостатком можно смело назвать высокую стоимость. Key Collector (Кей Коллектор)Пожалуй, самый популярный и удобный инструмент для сбора семантического ядра. Key Collector:
Оценить, как Кей Коллектор выполняет сбор семантического ядра, можно бесплатно в демоверсии. Rush AnalyticsСервис, с помощью которого можно выполнить сбор и кластеризацию семантического ядра. Кроме этого, Rush Analytics:
Отличный инструмент, но платный: без демоверсии и лимитированных бесплатных проверок. МутагенПрограмма собирает ключевые запросы из первых 30 сайтов в поисковой системе Yandex. Показывает частотность в месяц, конкурентность каждого поискового запроса и рекомендует использовать слова с показателем до 5 (т. к. для эффективного продвижения таких ключевиков достаточно качественного контента). Полезная статья: 8 видов текстов для сайта – пишем правильно Платная программа для сбора семантического ядра, но есть бесплатный лимит – 10 проверок в сутки (доступно после первого пополнения бюджета, хотя бы на 1 руб.). Открыта только для зарегистрированных пользователей. Keyword ToolНадежный сервис для создания семантического ядра, который:
Программа не требует регистрации. Кроме представленных инструментов, существует множество других сервисов для сбора семантического ядра сайта с детальными видеообзорами и примерами. Я остановилась на этих, т. к. считаю их самыми эффективными, простыми и удобными. Вывод . Если есть возможность – желательно приобрести лицензии на пользование платными программами, так как у них функционал намного шире, чем у бесплатных аналогов. Но для простого сбора СЯ вполне подойдут и «открытые» сервисы. Кластеризация семантического ядраГотовое семантическое ядро, как правило, включает множество ключевиков (к примеру, по запросу «мягкая мебель» сервисы выдают несколько тысяч слов). Что делать дальше с таким огромным числом ключевых запросов? Собранные ключи нужно: I. Очистить от «мусора», дублей и «пустышек»Запросы с нулевой частотностью, а также ошибками просто удаляем. Для устранения ключей с ненужными «хвостиками» советую использовать в Excel функцию «Сортировка и фильтр». Что может относиться к мусору? Например, для коммерческого сайта лишними будут такие слова, как: «скачать», «бесплатно» и др. Дубли также можно автоматически убрать в Эксель, воспользовавшись опцией «удалить дубликаты» (см. примеры ниже). Убираем ключи с нулевой частотностью: Удаляем ненужные «хвостики»:
Избавляемся от дубликатов: II. Убрать высококонкурентные запросыЕсли вы не хотите, чтобы «путь» в топ растянулся на годы – исключите ВК ключи. С такими ключевыми словами мало будет просто попасть на первые позиции в поисковой выдаче, но еще, что важнее и сложнее, – нужно постараться там удержаться. Пример, как определить ВК-ключи через планировщик ключевых слов от Google (можно через фильтр оставить только НК и СК): III. Выполнить разгруппировку семантического ядраСделать это можно двумя способами: 1. ПЛАТНО:
Кроме этих сервисов, могу посоветовать еще Rush Analytics, с которым уже познакомились выше, и Just-Magic . Rush Analytics: Just-Magic: 2. БЕСПЛАТНО:
Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Пример разгруппированного семантического ядра:
Как кластеризовать семантическое ядро и какие способы использовать – выбирать вам. Я считаю, что так, как нужно именно вам, можно сделать только вручную. Это долго, но эффективно. После сбора и распределения семантического ядра по разделам можно приступать к написанию текстов для страниц. Читайте по теме статью с примерами: Как правильно вписать ключевые слова в текст? Общие правила для создания СЯПодводя итоги, важно добавить советы, которые помогут собрать правильное семантическое ядро:
И самое важное: все на сайте (от ключей до структуры) должно быть сделано «для людей»! Вывод . Грамотно собранное семантическое ядро дает реальный шанс быстро продвинуть и удержать сайт на топовых позициях в поисковой выдаче. Если сомневаетесь, что сможете собрать правильное СЯ, – лучше заказать семантическое ядро для сайта у профессионалов. Это сэкономит силы, время и принесет больше пользы. Интересно также будет узнать: Как разместить и ускорить индексацию статьи? 5 секретов успеха На этом все. Надеюсь, материал пригодится вам в работе. Буду благодарна, если поделитесь опытом и оставите комментарии. Спасибо за внимание! До новых онлайн-встреч! Разработка ядра по праву считается задачей не из легких, но написать простейшее ядро может каждый. Чтобы прикоснуться к магии кернел-хакинга, нужно лишь соблюсти некоторые условности и совладать с ассемблером. В этой статье мы на пальцах разберем, как это сделать. Привет, мир! Давай напишем ядро, которое будет загружаться через GRUB на системах, совместимых с x86. Наше первое ядро будет показывать сообщение на экране и на этом останавливаться. Как загружаются x86-машиныПрежде чем думать о том, как писать ядро, давай посмотрим, как компьютер загружается и передает управление ядру. Большинство регистров процессора x86 имеют определенные значения после загрузки. Регистр - указатель на инструкцию (EIP) содержит адрес инструкции, которая будет исполнена процессором. Его захардкоженное значение - это 0xFFFFFFF0. То есть x86-й процессор всегда будет начинать исполнение с физического адреса 0xFFFFFFF0. Это последние 16 байт 32-разрядного адресного пространства. Этот адрес называется «вектор сброса» (reset vector). В карте памяти, которая содержится в чипсете, прописано, что адрес 0xFFFFFFF0 ссылается на определенную часть BIOS, а не на оперативную память. Однако BIOS копирует себя в оперативку для более быстрого доступа - этот процесс называется «шедоуинг» (shadowing), создание теневой копии. Так что адрес 0xFFFFFFF0 будет содержать только инструкцию перехода к тому месту в памяти, куда BIOS скопировала себя. Итак, BIOS начинает исполняться. Сначала она ищет устройства, с которых можно загружаться в том порядке, который задан в настройках. Она проверяет носители на наличие «волшебного числа», которое отличает загрузочные диски от обычных: если байты 511 и 512 в первом секторе равны 0xAA55, значит, диск загрузочный. Как только BIOS найдет загрузочное устройство, она скопирует содержимое первого сектора в оперативную память, начиная с адреса 0x7C00, а затем переведет исполнение на этот адрес и начнет исполнение того кода, который только что загрузила. Вот этот код и называется загрузчиком (bootloader). Загрузчик загружает ядро по физическому адресу 0x100000. Именно он и используется большинством популярных ядер для x86. Все процессоры, совместимые с x86, начинают свою работу в примитивном 16-разрядном режиме, которые называют «реальным режимом» (real mode). Загрузчик GRUB переключает процессор в 32-разрядный защищенный режим (protected mode), переводя нижний бит регистра CR0 в единицу. Поэтому ядро начинает загружаться уже в 32-битном защищенном режиме. Заметь, что GRUB в случае с ядрами Linux выбирает соответствующий протокол загрузки и загружает ядро в реальном режиме. Ядра Linux сами переключаются в защищенный режим. Что нам понадобится
Входная точка на ассемблереНам бы, конечно, хотелось написать все на C, но совсем избежать использования ассемблера не получится. Мы напишем на ассемблере x86 небольшой файл, который станет стартовой точкой для нашего ядра. Все, что будет делать ассемблерный код, - это вызывать внешнюю функцию, которую мы напишем на C, а потом останавливать выполнение программы. Как сделать так, чтобы ассемблерный код стал стартовой точкой для нашего ядра? Мы используем скрипт для компоновщика (linker), который линкует объектные файлы и создает финальный исполняемый файл ядра (подробнее объясню чуть ниже). В этом скрипте мы напрямую укажем, что хотим, чтобы наш бинарный файл загружался по адресу 0x100000. Это адрес, как я уже писал, по которому загрузчик ожидает увидеть входную точку в ядро. Вот код на ассемблере. kernel.asmbits 32 section .text global start extern kmain start: cli mov esp, stack_space call kmain hlt section .bss resb 8192 stack_space:Первая инструкция bits 32 - это не ассемблер x86, а директива NASM, сообщающая, что нужно генерировать код для процессора, который будет работать в 32-разрядном режиме. Для нашего примера это не обязательно, но указывать это явно - хорошая практика. Вторая строка начинает текстовую секцию, также известную как секция кода. Сюда пойдет весь наш код. global - это еще одна директива NASM, она объявляет символы из нашего кода глобальными. Это позволит компоновщику найти символ start , который и служит нашей точкой входа. kmain - это функция, которая будет определена в нашем файле kernel.c . extern объявляет, что функция декларирована где-то еще. Далее идет функция start , которая вызывает kmain и останавливает процессор инструкцией hlt . Прерывания могут будить процессор после hlt , так что сначала мы отключаем прерывания инструкцией cli (clear interrupts). В идеале мы должны выделить какое-то количество памяти под стек и направить на нее указатель стека (esp). GRUB, кажется, это и так делает за нас, и на этот момент указатель стека уже задан. Однако на всякий случай выделим немного памяти в секции BSS и направим указатель стека на ее начало. Мы используем инструкцию resb - она резервирует память, заданную в байтах. Затем оставляется метка, указывающая на край зарезервированного куска памяти. Прямо перед вызовом kmain указатель стека (esp) направляется на эту область инструкцией mov . Ядро на CВ файле kernel.asm мы вызвали функцию kmain() . Так что в коде на C исполнение начнется с нее. kernel.cvoid kmain(void) { const char *str = "my first kernel"; char *vidptr = (char*)0xb8000; unsigned int i = 0; unsigned int j = 0; while(j < 80 * 25 * 2) { vidptr[j] = " "; vidptr = 0x07; j = j + 2; } j = 0; while(str[j] != "\0") { vidptr[i] = str[j]; vidptr = 0x07; ++j; i = i + 2; } return; }Все, что будет делать наше ядро, - очищать экран и выводить строку my first kernel. Первым делом мы создаем указатель vidptr, который указывает на адрес 0xb8000. В защищенном режиме это начало видеопамяти. Текстовая экранная память - это просто часть адресного пространства. Под экранный ввод-вывод выделен участок памяти, который начинается с адреса 0xb8000, - в него помещается 25 строк по 80 символов ASCII. Каждый символ в текстовой памяти представлен 16 битами (2 байта), а не 8 битами (1 байтом), к которым мы привыкли. Первый байт - это код символа в ASCII, а второй байт - это attribute-byte . Это определение формата символа, в том числе - его цвет. Чтобы вывести символ s зеленым по черному, нам нужно поместить s в первый байт видеопамяти, а значение 0x02 - во второй байт. 0 здесь означает черный фон, а 2 - зеленый цвет. Мы будем использовать светло-серый цвет, его код - 0x07. В первом цикле while программа заполняет пустыми символами с атрибутом 0x07 все 25 строк по 80 символов. Это очистит экран. Во втором цикле while символы строки my first kernel, оканчивающейся нулевым символом, записываются в видеопамять и каждый символ получает attribute-byte, равный 0x07. Это должно привести к выводу строки. КомпоновкаТеперь мы должны собрать kernel.asm в объектный файл с помощью NASM, а затем при помощи GCC скомпилировать kernel.c в другой объектный файл. Наша задача - слинковать эти объекты в исполняемое ядро, пригодное к загрузке. Для этого потребуется написать для компоновщика (ld) скрипт, который мы будем передавать в качестве аргумента. link.ldOUTPUT_FORMAT(elf32-i386) ENTRY(start) SECTIONS { . = 0x100000; .text: { *(.text) } .data: { *(.data) } .bss: { *(.bss) } }Здесь мы сначала задаем формат (OUTPUT_FORMAT) нашего исполняемого файла как 32-битный ELF (Executable and Linkable Format), стандартный бинарный формат для Unix-образных систем для архитектуры x86. ENTRY принимает один аргумент. Он задает название символа, который будет служить входной точкой исполняемого файла. SECTIONS - это самая важная для нас часть. Здесь мы определяем раскладку нашего исполняемого файла. Мы можем определить, как разные секции будут объединены и куда каждая из них будет помещена. В фигурных скобках, которые идут за выражением SECTIONS , точка означает счетчик позиции (location counter). Он автоматически инициализируется значением 0x0 в начале блока SECTIONS , но его можно менять, назначая новое значение. Ранее я уже писал, что код ядра должен начинаться по адресу 0x100000. Именно поэтому мы и присваиваем счетчику позиции значение 0x100000. Взгляни на строку.text: { *(.text) } . Звездочкой здесь задается маска, под которую подходит любое название файла. Соответственно, выражение *(.text) означает все входные секции.text во всех входных файлах. В результате компоновщик сольет все текстовые секции всех объектных файлов в текстовую секцию исполняемого файла и разместит по адресу, указанному в счетчике позиции. Секция кода нашего исполняемого файла будет начинаться по адресу 0x100000. После того как компоновщик выдаст текстовую секцию, значение счетчика позиции будет 0x100000 плюс размер текстовой секции. Точно так же секции data и bss будут слиты и помещены по адресу, который задан счетчиком позиции. GRUB и мультизагрузкаТеперь все наши файлы готовы к сборке ядра. Но поскольку мы будем загружать ядро при помощи GRUB , остается еще один шаг. Существует стандарт для загрузки разных ядер x86 с помощью бутлоадера. Это называется «спецификация мультибута ». GRUB будет загружать только те ядра, которые ей соответствуют. В соответствии с этой спецификацией ядро может содержать заголовок (Multiboot header) в первых 8 килобайтах. В этом заголовке должно быть прописано три поля:
Наш файл kernel.asm теперь будет выглядеть следующим образом. kernel.asmbits 32 section .text ;multiboot spec align 4 dd 0x1BADB002 ;magic dd 0x00 ;flags dd - (0x1BADB002 + 0x00) ;checksum global start extern kmain start: cli mov esp, stack_space call kmain hlt section .bss resb 8192 stack_space:Инструкция dd задает двойное слово размером 4 байта. Собираем ядроИтак, все готово для того, чтобы создать объектный файл из kernel.asm и kernel.c и слинковать их с применением нашего скрипта. Пишем в консоли: $ nasm -f elf32 kernel.asm -o kasm.o По этой команде ассемблер создаст файл kasm.o в формате ELF-32 bit. Теперь настал черед GCC: $ gcc -m32 -c kernel.c -o kc.o Параметр -c указывает на то, что файл после компиляции не нужно линковать. Мы это сделаем сами: $ ld -m elf_i386 -T link.ld -o kernel kasm.o kc.o Эта команда запустит компоновщик с нашим скриптом и сгенерирует исполняемый файл под названием kernel . WARNINGХакингом ядра лучше всего заниматься в виртуалке. Чтобы запустить ядро в QEMU вместо GRUB, используй команду qemu-system-i386 -kernel kernel . Настраиваем GRUB и запускаем ядроGRUB требует, чтобы название файла с ядром следовало конвенции kernel-<версия> . Так что переименовываем файл - я назову свой kernel-701 . Теперь кладем ядро в каталог /boot . На это понадобятся привилегии суперпользователя. В конфигурационный файл GRUB grub.cfg нужно будет добавить что-то в таком роде: Title myKernel root (hd0,0) kernel /boot/kernel-701 ro Не забудь убрать директиву hiddenmenu, если она прописана. GRUB 2Чтобы запустить созданное нами ядро в GRUB 2, который по умолчанию поставляется в новых дистрибутивах, твой конфиг должен выглядеть следующим образом: Menuentry "kernel 701" { set root="hd0,msdos1" multiboot /boot/kernel-701 ro } Благодарю Рубена Лагуану за это дополнение. Перезагружай компьютер, и ты должен будешь увидеть свое ядро в списке! А выбрав его, ты увидишь ту самую строку. ![]() Это и есть твое ядро! Пишем ядро с поддержкой клавиатуры и экранаМы закончили работу над минимальным ядром, которое загружается через GRUB, работает в защищенном режиме и выводит на экран одну строку. Настала пора расширить его и добавить драйвер клавиатуры, который будет читать символы с клавиатуры и выводить их на экран. Мы будем общаться с устройствами ввода-вывода через порты ввода-вывода. По сути, они просто адреса на шине ввода-вывода. Для операций чтения и записи в них существуют специальные процессорные инструкции. Работа с портами: чтение и выводread_port: mov edx, in al, dx ret write_port: mov edx, mov al, out dx, al retДоступ к портам ввода-вывода осуществляется при помощи инструкций in и out , входящих в набор x86. В read_port номер порта передается в качестве аргумента. Когда компилятор вызывает функцию, он кладет все аргументы в стек. Аргумент копируется в регистр edx при помощи указателя на стек. Регистр dx - это нижние 16 бит регистра edx . Инструкция in здесь читает порт, номер которого задан в dx , и кладет результат в al . Регистр al - это нижние 8 бит регистра eax . Возможно, ты помнишь из институтского курса, что значения, возвращаемые функциями, передаются через регистр eax . Таким образом, read_port позволяет нам читать из портов ввода-вывода. Функция write_port работает схожим образом. Мы принимаем два аргумента: номер порта и данные, которые будут записаны. Инструкция out пишет данные в порт. ПрерыванияТеперь, прежде чем мы вернемся к написанию драйвера, нам нужно понять, как процессор узнает, что какое-то из устройств выполнило операцию. Самое простое решение - это опрашивать устройства - непрерывно по кругу проверять их статус. Это по очевидным причинам неэффективно и непрактично. Поэтому здесь в игру вступают прерывания. Прерывание - это сигнал, посылаемый процессору устройством или программой, который означает, что произошло событие. Используя прерывания, мы можем избежать необходимости опрашивать устройства и будем реагировать только на интересующие нас события. За прерывания в архитектуре x86 отвечает чип под названием Programmable Interrupt Controller (PIC). Он обрабатывает хардверные прерывания и направляет и превращает их в соответствующие системные прерывания. Когда пользователь что-то делает с устройством, чипу PIC отправляется импульс, называемый запросом на прерывание (Interrupt Request, IRQ). PIC переводит полученное прерывание в системное прерывание и отправляет процессору сообщение о том, что пора остановить то, что он делает. Дальнейшая обработка прерываний - это задача ядра. Без PIC нам бы пришлось опрашивать все устройства, присутствующие в системе, чтобы посмотреть, не произошло ли событие с участием какого-то из них. Давай разберем, как это работает в случае с клавиатурой. Клавиатура висит на портах 0x60 и 0x64. Порт 0x60 отдает данные (когда нажата какая-то кнопка), а порт 0x64 передает статус. Однако нам нужно знать, когда конкретно читать эти порты. Прерывания здесь приходятся как нельзя более кстати. Когда кнопка нажата, клавиатура отправляет PIC сигнал по линии прерываний IRQ1. PIС хранит значение offset , сохраненное во время его инициализации. Он добавляет номер входной линии к этому отступу, чтобы сформировать вектор прерывания. Затем процессор ищет структуру данных, называемую «таблица векторов прерываний» (Interrupt Descriptor Table, IDT), чтобы дать функции - обработчику прерывания адрес, соответствующий его номеру. Затем код по этому адресу исполняется и обрабатывает прерывание. Задаем IDTstruct IDT_entry{ unsigned short int offset_lowerbits; unsigned short int selector; unsigned char zero; unsigned char type_attr; unsigned short int offset_higherbits; }; struct IDT_entry IDT; void idt_init(void) { unsigned long keyboard_address; unsigned long idt_address; unsigned long idt_ptr; keyboard_address = (unsigned long)keyboard_handler; IDT.offset_lowerbits = keyboard_address & 0xffff; IDT.selector = 0x08; /* KERNEL_CODE_SEGMENT_OFFSET */ IDT.zero = 0; IDT.type_attr = 0x8e; /* INTERRUPT_GATE */ IDT.offset_higherbits = (keyboard_address & 0xffff0000) >> 16; write_port(0x20 , 0x11); write_port(0xA0 , 0x11); write_port(0x21 , 0x20); write_port(0xA1 , 0x28); write_port(0x21 , 0x00); write_port(0xA1 , 0x00); write_port(0x21 , 0x01); write_port(0xA1 , 0x01); write_port(0x21 , 0xff); write_port(0xA1 , 0xff); idt_address = (unsigned long)IDT ; idt_ptr = (sizeof (struct IDT_entry) * IDT_SIZE) + ((idt_address & 0xffff) << 16); idt_ptr = idt_address >> 16 ; load_idt(idt_ptr); }IDT - это массив, объединяющий структуры IDT_entry. Мы еще обсудим привязку клавиатурного прерывания к обработчику, а сейчас посмотрим, как работает PIC. Современные системы x86 имеют два чипа PIC, у каждого восемь входных линий. Будем называть их PIC1 и PIC2. PIC1 получает от IRQ0 до IRQ7, а PIC2 - от IRQ8 до IRQ15. PIC1 использует порт 0x20 для команд и 0x21 для данных, а PIC2 - порт 0xA0 для команд и 0xA1 для данных. Оба PIC инициализируются восьмибитными словами, которые называются «командные слова инициализации» (Initialization command words, ICW). В защищенном режиме обоим PIC первым делом нужно отдать команду инициализации ICW1 (0x11). Она сообщает PIC, что нужно ждать еще трех инициализационных слов, которые придут на порт данных. Эти команды передадут PIC:
Вторая команда инициализации (ICW2) тоже шлется на вход каждого PIC. Она назначает offset , то есть значение, к которому мы добавляем номер линии, чтобы получить номер прерывания. PIC разрешают каскадное перенаправление их выводов на вводы друг друга. Это делается при помощи ICW3, и каждый бит представляет каскадный статус для соответствующего IRQ. Сейчас мы не будем использовать каскадное перенаправление и выставим нули. ICW4 задает дополнительные параметры окружения. Нам нужно определить только нижний бит, чтобы PIC знали, что мы работаем в режиме 80x86. Та-дам! Теперь PIC проинициализированы. У каждого PIC есть внутренний восьмибитный регистр, который называется «регистр масок прерываний» (Interrupt Mask Register, IMR). В нем хранится битовая карта линий IRQ, которые идут в PIC. Если бит задан, PIC игнорирует запрос. Это значит, что мы можем включить или выключить определенную линию IRQ, выставив соответствующее значение в 0 или 1. Чтение из порта данных возвращает значение в регистре IMR, а запись - меняет регистр. В нашем коде после инициализации PIC мы выставляем все биты в единицу, чем деактивируем все линии IRQ. Позднее мы активируем линии, которые соответствуют клавиатурным прерываниям. Но для начала все же выключим! Если линии IRQ работают, наши PIC могут получать сигналы по IRQ и преобразовывать их в номер прерывания, добавляя офсет. Нам же нужно заполнить IDT таким образом, чтобы номер прерывания, пришедшего с клавиатуры, соответствовал адресу функции-обработчика, которую мы напишем. На какой номер прерывания нам нужно завязать в IDT обработчик клавиатуры? Клавиатура использует IRQ1. Это входная линия 1, ее обрабатывает PIC1. Мы проинициализировали PIC1 с офсетом 0x20 (см. ICW2). Чтобы получить номер прерывания, нужно сложить 1 и 0x20, получится 0x21. Значит, адрес обработчика клавиатуры будет завязан в IDT на прерывание 0x21. Задача сводится к тому, чтобы заполнить IDT для прерывания 0x21. Мы замапим это прерывание на функцию keyboard_handler , которую напишем в ассемблерном файле. Каждая запись в IDT состоит из 64 бит. В записи, соответствующей прерыванию, мы не сохраняем адрес функции-обработчика целиком. Вместо этого мы разбиваем его на две части по 16 бит. Нижние биты сохраняются в первых 16 битах записи в IDT, а старшие 16 бит - в последних 16 битах записи. Все это сделано для совместимости с 286-ми процессорами. Как видишь, Intel выделывает такие номера на регулярной основе и во многих-многих местах! В записи IDT нам осталось прописать тип, обозначив таким образом, что все это делается, чтобы отловить прерывание. Еще нам нужно задать офсет сегмента кода ядра. GRUB задает GDT за нас. Каждая запись GDT имеет длину 8 байт, где дескриптор кода ядра - это второй сегмент, так что его офсет составит 0x08 (подробности не влезут в эту статью). Гейт прерывания представлен как 0x8e. Оставшиеся в середине 8 бит заполняем нулями. Таким образом, мы заполним запись IDT, которая соответствует клавиатурному прерыванию. Когда с маппингом IDT будет покончено, нам надо будет сообщить процессору, где находится IDT. Для этого существует ассемблерная инструкция lidt, она принимает один операнд. Им служит указатель на дескриптор структуры, которая описывает IDT. С дескриптором никаких сложностей. Он содержит размер IDT в байтах и его адрес. Я использовал массив, чтобы вышло компактнее. Точно так же можно заполнить дескриптор при помощи структуры. В переменной idr_ptr у нас есть указатель, который мы передаем инструкции lidt в функции load_idt() . Load_idt: mov edx, lidt sti ret Дополнительно функция load_idt() возвращает прерывание при использовании инструкции sti . Заполнив и загрузив IDT, мы можем обратиться к IRQ клавиатуры, используя маску прерывания, о которой мы говорили ранее. Void kb_init(void) { write_port(0x21 , 0xFD); } 0xFD - это 11111101 - включаем только IRQ1 (клавиатуру). Функция - обработчик прерывания клавиатурыИтак, мы успешно привязали прерывания клавиатуры к функции keyboard_handler , создав запись IDT для прерывания 0x21. Эта функция будет вызываться каждый раз, когда ты нажимаешь на какую-нибудь кнопку. Keyboard_handler: call keyboard_handler_main iretd Эта функция вызывает другую функцию, написанную на C, и возвращает управление при помощи инструкций класса iret. Мы могли бы тут написать весь наш обработчик, но на C кодить значительно легче, так что перекатываемся туда. Инструкции iret/iretd нужно использовать вместо ret , когда управление возвращается из функции, обрабатывающей прерывание, в программу, выполнение которой было им прервано. Этот класс инструкций поднимает флаговый регистр, который попадает в стек при вызове прерывания. Void keyboard_handler_main(void) { unsigned char status; char keycode; /* Пишем EOI */ write_port(0x20, 0x20); status = read_port(KEYBOARD_STATUS_PORT); /* Нижний бит статуса будет выставлен, если буфер не пуст */ if (status & 0x01) { keycode = read_port(KEYBOARD_DATA_PORT); if(keycode < 0) return; vidptr = keyboard_map; vidptr = 0x07; } } Здесь мы сначала даем сигнал EOI (End Of Interrupt, окончание обработки прерывания), записав его в командный порт PIC. Только после этого PIC разрешит дальнейшие запросы на прерывание. Нам нужно читать два порта: порт данных 0x60 и порт команд (он же status port) 0x64. Первым делом читаем порт 0x64, чтобы получить статус. Если нижний бит статуса - это ноль, значит, буфер пуст и данных для чтения нет. В других случаях мы можем читать порт данных 0x60. Он будет выдавать нам код нажатой клавиши. Каждый код соответствует одной кнопке. Мы используем простой массив символов, заданный в файле keyboard_map.h , чтобы привязать коды к соответствующим символам. Затем символ выводится на экран при помощи той же техники, что мы применяли в первой версии ядра. Чтобы не усложнять код, я здесь обрабатываю только строчные буквы от a до z и цифры от 0 до 9. Ты с легкостью можешь добавить спецсимволы, Alt, Shift и Caps Lock. Узнать, что клавиша была нажата или отпущена, можно из вывода командного порта и выполнять соответствующее действие. Точно так же можешь привязать любые сочетания клавиш к специальным функциям вроде выключения. Теперь ты можешь собрать ядро, запустить его на реальной машине или на эмуляторе (QEMU) так же, как и в первой части. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Не запускается игра bioshock remastered![]() |
Новое
- Как узнать VID, PID флешки и для чего служат эти идентификационные номера?
- Huawei P8Lite - Технические характеристики
- Как разблокировать телефон Xiaomi, если забыл пароль
- Apptools: как зарабатывать, играя
- Lenovo Vibe K5 Plus - Технические характеристики Характеристики звука и камеры
- Решили перейти с Windows на Mac?
- Как пользоваться гугл фото, обзор функций Google foto вход
- Платежная система Payza (ex-Alertpay) Payza вход в личный кабинет
- APK чем открыть и как редактировать?
- Обзор смартфона Alpha GT от Highscreen Упаковка и комплект поставки